«Третья волна демократизации в современном мире невероятным и невольным образом началась в двадцать пять минут пополуночи в четверг 25 апреля 1974 г. в столице Португалии Лиссабоне, когда некая радиостанция стала передавать песню «Grandola, Vila Morena». Эта песня послужила для размещенных в Лиссабоне и окрестностях военных частей сигналом к началу государственного переворота».
Так начинает своё исследование «Третья волна. Демократизация в конце XX века» американский социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон. Ему принадлежат многочисленные работы в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции.
В своём исследовании он рассматривает глобальный политический процесс - демократизацию. Не так давно – в конце XX века - почти тридцать стран перешли от недемократических к демократическим политическим режимам.
Волна демократизации — это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период. Существует теория волн демократизации – это разработка самого С. Хантингтона. Её суть состоит в том, что распространение демократии в мире происходило «волнами», которые затрагивали на своем этапе разные группы стран. Автор выделяет три волны, рассматривает каждую в ретроспективе, выделяет особенности каждой из них и подчеркивает, что третья волна отличается от прежних.
Корни первой волны он видит в американской и французской революциях. Вторая мировая война дала начало второй волне демократизации. Третья волна в течение пятнадцать лет после падения португальской диктатуры приобрела глобальный характер - прокатилась по Южной Европе, затопила Латинскую Америку, дошла до Азии и уничтожила диктатуру в Советском блоке.
С. Хантингтон рассказывает, чем объясняются волны (например, таким эффектом как снежный ком - важной причиной, вызывающей событие х в одной стране, может стать наступление события х в другой.), какие экономические и социальные показатели способствуют демократизации, какие изменения благоприятствуют демократизирующей смене режима.
В третьей волне было пять таких изменений: проблема легитимности авторитарных систем в мире, глобальный экономический рост 1960-х, перемены в доктрине и деятельности католической церкви, перемены в политике внешних факторов, эффект снежного кома или демонстрационный эффект.
В третьей главе описываются процессы демократизации. Хантингтон выделяет четыре вида процессов:
· транзит, где существуют разные группировки, борющиеся за власть;
· трансформация – власть берет на себя инициативу превратить авторитарный режим в демократический;
· замена – демократизация происходит, когда оппозиция набирает силу, а правительство теряет;
· замещение, где демократизация осуществляется в ходе совместных действий правительства и оппозиции.
Также автор рассуждает, надолго ли задержится третья волна демократизации, что произойдёт с её причинами: останутся ли они, потеряют силу или изменятся.
«Третья волна, «глобальная демократическая революция» конца XX столетия, не будет длиться вечно. За ней может последовать новый взлет авторитаризма, который выльется в третий откат. Но это не помешает когда-нибудь в XXI веке возникнуть четвертой волне демократизации. Если судить по опыту прошлого, двумя ключевыми факторами, от которых в будущем будут зависеть стабильность и распространение демократии, являются экономическое развитие и политическое руководство».
Как и любая теория, теория «волн» демократизации подвергается критике. Например, Ф. Шмиттер, американский политолог, считает, что за невозможностью проведения полного цикла трансформации будут появляться «гибридные режимы», сочетающие в себе черты автократии и демократии. Наиболее вероятно, что такие режимы установятся в посткоммунстических странах, не до конца освободившихся от социалистического наследия. Еще, по мнению Шмиттера, в этот же период, т.е. начиная с революций 1848 г. по наше время, прошло четыре волны демократизации. Вторую он видит после Первой мировой войны, а в остальном солидарен с С. Хантингтоном.
Конечно, есть авторы, поддерживающие подход Хантингтона или использующие «волны» демократизаций в основе своих исследований. Прошла ли третья волна демократизации и наступит ли четвертая - это «пища для самостоятельных размышлений».