Найти в Дзене

2 Про кривичей

Учил меня боевым искусствам один талантливый человек. Буду называть его Саныч. Он настолько незаурядная личность, что другие его ученики по моим описаниям безошибочно узнают, о ком я повествую. По рассказам Саныча он родом из Белоруссии. Не просто из, а из кривичей. А кривичи представляют собой одно из славянских племен, в котором чуть ли не все поголовно воины, только внутри еще делятся на сословия (как и любое общество). Так вот кривичи владели такой штукой, которая называется "спас". Это такая система движений тела, позволяющая снимать любую атаку. А когда с севера наведались викинги, они принесли с собой "топотуху". Это как если ввести себя в ритм, даже не обязательно двигаться. Такой ритм может появиться при мысленном напевании любимой песенки и подъеме настроения, только настроение это будет не боевое. Я не к тому, что можно пропеть норвежскую считалочку и превратиться в берсерка, скорее в гнома.

Соединение "спаса" и "топотухи" явилось высшей степенью развития боевого искусства. И я в это верю. Саныча учили дед и прадед. Он про них немало рассказывал. Дед в свои девяносто мог с места подпрыгнуть, крутануться через голову и встать обратно на ноги. Прадед вообще почил в сто сорок четыре, а при жизни жаловался: дескать, скучно, внучек, давно войны не было.
Как-то раз в ходе разговора с Санычем я его случайно спровоцировал на целую лекцию. Он рассказывал про систему подготовки воинов кривичей. Нас разделяло порядка двух тысяч километров, поэтому мы общались по телефону. Я все записал и несколько раз переписывал по требованию автора рассказа. Но когда я показал Санычу готовый текст при личной встрече, предложил опубликовать в интернете, он почему-то забраковал эту идею. И вот сейчас я решился воплотить давнюю задумку, пусть и в обезличенном виде. Мне лично было интересно. Та самая статья ниже.

Боевая подготовка кривичей

Кривичи - многочисленное восточнославянское племя – имели свою систему воинской подготовки. Кто считался кривичем? Кривичем мог называться человек, либо родившийся кривичем, либо проживший по законам кривичей не менее 3 лет. Без этого человек не имел права жениться, а также иметь какую-либо собственность, или иметь, но на правах пользования. Если кривич нарушал закон, его изгоняли и он после этого переставал быть таковым.
В каждой семье кривичей из мужчин, с раннего детства, готовили защитников своего народа. Даже люди с ограниченными возможностями обучались по индивидуальным методикам. Станет ли кривич воином и какие функции будет выполнять, определяли и решали опытные воины по тому, как он постигал воинскую науку и какими качествами обладал.
Итак, с чего же начиналось обучение? Прежде чем стать воином, кривич до 8 лет назывался ду?рок (ученик), с 8 до 12 лет – вой (ополченец). В 12 лет кривич становился воином, а в 18 лет переходил на уровень мастерства воина выше – гридень. Гридень мог, впоследствии, быть признанным золотым гриднем – это высший уровень. Условия для этого были уже другие и возрастные рамки неопределенные, после 24 лет.
Переход в новый статус кривича, начиная с посвящения в воины, сопровождался специальным испытанием, а затем обрядом посвящения. Даже в случае успешного прохождения испытания кривичем, решение о посвящении принимали опытные воины. В противном случае, кривич оставался в настоящем статусе, либо переходил в статус землепашца, ремесленника и т. п. Обряд посвящения проводился на праздник Купалы с песнями, танцами, огнем, водой, травами и прочими атрибутами.
Что касается управленческой деятельности. Став воином в 12 лет, кривич мог командовать десяткой воев, и назывался десятник воев. Следующие уровни – сотник воев, с 14 лет десятник воинов, сотник воинов, с 18 лет тысячник, после 24 лет десятитысячник.
Что же представлял из себя каждый из этапов обучения воинскому искусству?
До 8 лет ду?роки учились владению деревянным оружием, к железному оружию они не допускались. Обучал их опытный воин, способный учить детей. Назывался он приду?рок, т.е. при ученике, учитель, что было весьма почетно, так как не каждого воина могли закрепить за маленькими детьми.
Мальчиков в возрасте 8-9 лет отбирали для серьезного обучения боевому искусству. Отбор осуществлялся по тому, как упорно дети тренировались, переносили боль, холод. После отбора мальчик получал статус «вой», то есть ополченец, но еще не воин и допускался к железному не заточенному оружию. С этого времени он начинал носить свой первый пояс с перевязью. При нападении врагов на поселение, такие вои могли помогать воинам. Например, при обороне города, подавать стрелы, носить оружие, снаряжение.
Новоиспеченных воев, после обряда посвящения, уводили в воинскую слободу для дальнейшего обучения воинскому искусству.
В слободе вои обучались владению преимущественно железным не заточенным оружием. К завершению этапа мальчик в возрасте 12 лет проходил испытание, которое состояло в следующем: испытуемого воя, вооруженного укороченным, не заточенным копьем, стоящего в яме глубиной по колено, засыпали сухим речным песком, затем он подвергался атаке 2-3 воинов и должен был не только отбиться от них, но и выпрыгнуть из песка. После посвящения мальчик получал статус «воин» и допускался к боевому оружию. На поясе уже появлялись знаки различия. Он шел в помощники к десятнику воев, а позже сам принимал командование десяткой воев и становился десятником. Также шел в помощники сотника воев и, с накоплением командирского опыта, имел под своим началом до сотни воев. Это в возрасте до 14 лет.
Вообще на первых этапах обучения упор делался на развитие силы и выносливости ног. Методы подготовки рознились в зависимости от местности, в которой проживали кривичи. Например, в лесистой местности охотник загонял оленя бегом до изнеможения и приносил такую добычу живой. Воин мог загнать коня. Так что марафонская дистанция не считалась из ряда вон выходящей.
С 12 лет кривич проходил обучение с боевым оружием, в ходе которого развивал работу рук. Основным видом оружия являлся боевой топор. Это обуславливалось его доступностью, многофункциональностью и повсеместным применением. Меч был привилегией гридня, так как гридень являлся телохранителем князя и имел в подчинении оруженосца.
В 14-летнем возрасте кривич проходил серьезное испытание, в котором уже рисковал жизнью. Местом проведения испытания была темная изба. В избе была дверь на вход, открывающаяся внутрь и на выход, открывающаяся наружу. Т. е., чтобы войти в избу, и выйти из нее, надо было два раз толкнуть дверь. Пола в избе не было, вместо этого навалом лежали балки и бревна так, чтобы к выходу можно было пробраться, минуя 3-4 вооруженных воинов со щитами. Таким образом, испытуемый, вооруженный топором, войдя в избу, искал из нее выход в кромешной тьме, отбиваясь от воинов.
Прошедший испытание кривич становился помощником десятника воинов (десятник мог командовать десятью воинами или сотней воев), и, по принципу «от помощника до командира» до 18 лет становился сотником.
К 18 годам подходил срок, чтобы перейти на новую ступень - стать гриднем – телохранителем из дружины князя.
На испытании кривича, опять же, вооруженного топором, бросали в глубокий колодец (около 10 м), который уходил в подземелье с множеством ходов. Из стен колодца торчали остро заточенные колы, через которые надо было прорубаться, чтобы проскочить невредимым. В подземелье находилось несколько человек (около 6-ти), приговоренных к смерти (преступников, пленных), которые были вооружены. Им ставилось условие: если они убивали испытуемого кривича в подземелье, то получали вознаграждение и навсегда покидали эти места. Выход из подземелья представлял собой тоннель под водой. В случае, когда кривич выживал, отыскивал выход из подземелья и выныривал, начиналась основная часть экзамена.
Человек, следящий за выходом, зажигал огромный костер, что служило сигналом к началу основной части. Через меру (приблизительно 40 мин.) все желающие – и воины, и простой люд, включая женщин и детей – начинали охоту на испытуемого с применением любого оружия. За живого или мертвого полагалось щедрое вознаграждение, причем за мертвого больше. Эта охота длилась 3 дня. Тот кривич, который, обороняясь, убивал женщину или ребенка, лишался всего и изгонялся. И вообще переставал считаться кривичем.
Новый гридень нанимался служить в армиях других народов. Кривичи служили у персов, римлян, греков, египтян, обогащали свой боевой опыт, изучали их тактику и стратегию. К 24 годам гридень возвращался. Теперь ему надо было поделиться своим опытом с другими и адаптироваться к родной системе. Поэтому он шел на несколько лет в ученики к опытному гридню. По сути, гридень являлся воином одиночкой, поэтому двоих можно было встретить либо в случае, если это были наставник с учеником, либо они выполняли особое задание. Происхождение слова «гридень», вероятно, связано с тем, что кривич гридень имел право командовать подразделением численностью до тысячи воинов, которое обороняло маленький город – град, детинец – крепость, выполняющую определенную задачу на рубеже.
После 24 лет, когда гридень зарекомендовал себя как искусный воин и военачальник, он мог быть признан золотым гриднем и назначен десятитысячником. Под началом золотого гридня обычно находилось несколько тысяч воинов (до 10 тысяч).