Найти тему
Авторский Маяк

Катастрофа MD-83 близ Анакапы 31 января 2000 г.

Самолёт авиакомпании, идентичный разбившемуся.

Авиационная катастрофа произошла 31 января 2000 года. Авиалайнер McDonnell Douglas MD-83 авиакомпании Alaska Airlines совершал плановый рейс AS 261 по маршруту Пуэрто-Вальярта (Мексика)-Сан-Франциско-Сиэтл (США), но при подлёте к Сан-Франциско рухнул в воду в 4,5 километрах от побережья острова Анакапа (Калифорния) из-за отказа горизонтального хвостового стабилизатора. Погибли все находившиеся на его борту 88 человек - 83 пассажира и 5 членов экипажа.

Самолётом управлял очень опытный экипаж, состав которого был таким:

Командир воздушного судна (КВС) — 53-летний Тед Томпсон (Ted Thompson).

Второй пилот — 57-летний Уильям «Билл» Тански (William «Bill» Tansky).

Рейс AS 261 вылетел из Пуэрто-Вальярты в 13:37 PST и вскоре занял эшелон FL310 (9450 метров).

-2

В 16:09, находясь в районе Лос-Анджелеса, пилоты сообщили диспетчеру о неполадках, связанных с горизонтальным оперением. Ни диспетчер, ни экипаж не могли понять причину отказа.

В 16:17, находясь над океаном, самолёт резко вошел в пикирование, снизившись с 9450 метров до 7000-7300 метров. Пилотам удалось его выровнять, после чего они приняли решение идти на вынужденную посадку в аэропорту Лос-Анджелеса. На снижении самолёт второй раз вошёл в пикирование. Пилоты попытались исправить положение, выполнив «полубочку» (перевернув самолёт шасси вверх). Однако авиалайнер продолжил пикировать в перевёрнутом положении и, не выходя из пикирования, врезался в воду в 4,5 километрах от побережья острова Анакапа у берегов Калифорнии и полностью разрушился. Падение самолёта длилось 81 секунду. Все 88 человек на его борту погибли. На день катастрофы совершил 14 315 циклов «взлёт-посадка» и налетал 26 584 часа.

-3

Найденный самописец самолёта перед отправкой на исследование.

Окончательный отчёт расследования был опубликован 30 декабря 2002 года.

Согласно отчёту, причиной катастрофы стало недостаточное количество смазки в винтовой паре механизма, изменяющего угол установки стабилизатора.

Расследование также выяснило, что авиакомпания Alaska Airlines увеличила интервал между плановыми осмотрами своих авиалайнеров.

-4

Винтовой домкрат разбившегося самолёта.

Авиакомпания Alaska Airlines в знак уважения к пассажирам и экипажу рейса 261 сменила номер рейса AS 261 на AS 203, маршрут рейса стал Пуэрто-Вальярта—Сиэтл и по нему летает Boeing 737.

-5

Мемориал погибшему самолёту в Калифорнии.

Катастрофа рейса 261 показана в 1 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии "Пике над океаном".

В фильме «Экипаж» (США, 2012, режиссёр Роберт Земекис) причиной аварии самолёта MD-80 тоже послужила неисправность вала управления рулем высоты, но командир, выполнив «полубочку», смог произвести аварийную посадку.