Или кто и зачем приобрел «Спасителя мира» Леонардо да Винчи?
Всю неделю в начале декабря 2017 г. взбудораженный мир обсуждал подоплеку самой дорогой сделки в истории торговли предметами искусства – покупку за $450,3 млрд. картины Леонардо да Винчи «Христос – спаситель мира» на аукционе Christie’s. Не случись одновременно события более масштабного и будоражащего, как-то: признания Иерусалима столицей Израиля президентом Д. Трампом, пресса еще долго бы мусолила подробности этой эпохальной покупки.
Ах, эти журналюги…
Аукцион Christie’s, в ходе которого был продан шедевр Леонардо, состоялся 15 ноября. Покупателем стал один малоизвестный член саудовской королевской семьи, принц Бадр бин Абдалла бин Мухаммад бин Фархан Аль Сауд, доселе не замеченный в узком кругу коллекционеров предметов искусства. А 05 декабря The New York Times выдала сенсацию, сообщив, что настоящим приобретателем, стоявшим за спиной принца Бадра, был наследный принц Саудовской Аравии и, вероятно, будущий король Мухаммад бин Сальман. Далее – более. Все самые солидные и информированные американские и британские СМИ стали проводить собственные расследования и скармливать публике все новые и новые подробности и детали скандальной покупки. Необычным в которой было все: невиданно крупная сумма, за которую была продана картина; то, что настоящий приобретатель является не просто наследником престола в Саудовской Аравии, а носителем титула «Хранитель двух Священных мечетей» в гг. Мекке и Медине – священных местах, где зародился ислам; поспешность, с которой номинальный покупатель появился на аукционе и даже способ оплаты, нетипичный для сделок подобного уровня в этой среде.
Пока крупнейшие мировые СМИ шли по саудовскому следу, пытаясь найти доказательства, связывающие крон-принца с картиной Леонардо, в кустах вдруг заиграл как нарочно спрятанный в них рояль. На арене появился Лувр из Абу Даби, объявивший, что на самом деле настоящим приобретателем «Спасителя мира» является он, и что купленный шедевр Леонардо будет экспонироваться в его стенах.
За три дня, прошедших с момента первой публикации в NYT до заявления эмиратского музея, в мировом информпространстве поднялась настоящая волна, в которой отметились не только СМИ, но и сами участники, и эксперты, и дипломаты, дающие каждый свое толкование подоплеки этой сделки, имеющей весьма отдаленное отношение к любви к искусству.
Подозрительные обстоятельства
Отбросив шелуху, обратимся к фактам. Во-первых, личность номинального приобретателя – принца Бадра. Он – практически неизвестная фигура в мировом творческом бомонде. Достоверно известно о нем лишь то, что в настоящее время он возглавляет компанию Saudi Research and Marketing Group, владеющую несколькими крупными арабскими СМИ, в том числе и издающейся в Лондоне авторитетной общеарабской газетой «аш-Шарк аль-Аусат» (Ближний Восток). Эта медийная группа всегда было вотчиной клана, возглавляемого нынешним королем КСА Сальманом бин Абд аль-Азизом. Принц Бадр, кроме того, по слухам, является одним из членов команды и наперсников молодого наследного принца Мухаммада. О нем также известно, что он был одним из основных менеджеров проекта строительства элитной недвижимости для членов королевской семьи в г. аль-Уля в саудовской Мекканской провинции, где находятся развалины доисторического Дедана. В связях с открывшимся 11 ноября с.г., т.е за 4 дня до аукциона по продаже «Спасителя мира», Лувром в Абу Даби Бадр Аль Сауд доселе замечен не был. Во-вторых, поспешность приобретения. По сведениям Times, его появление на аукционе было сродни явлению черта из табакерки. Как потенциальный покупатель он зарегистрировался всего за день до дня аукциона, внеся в качестве депозита $100 млн. На просьбу юристов Christie’s подтвердить легальность происхождения средств, он с подкупающей простотой объяснил, что заработал эти деньги на торговле недвижимостью и вообще он – один их 5000 принцев в королевстве, купающемся в нефти. В-третьих, способ оплаты. Как правило, приобретатели крупных лотов на подобных распродажах предметов искусства расплачиваются за покупки поэтапно, траншами. Все, но не этот принц, предложивший немедленно выложить всю сумму за купленную картину в один платеж.
Весь такой внезапный принц
Сумбур и лихость, сопровождавшие покупку, наводят на мысль, что в действительности за номинальным покупателем стоял отнюдь не такой музейно-академический тяжеловес, как всемирно известный Лувр. Ни один уважающий себя музей мирового уровня не позволит себе даже самую ничтожную покупку, пока ее дотошно и досконально не изучит команда специально обученных экспертов и натренированных бюрократов и юристов. Подобное – не в правилах музейных грандов. (Кстати, стоимость строительства Лувра в ОАЭ обошлась в чуть большую сумму, чем приобретение леонардовского творения – в $651 млн.) Зато совершенно согласуется со стилем приобретений саудовского наследного принца. Здесь вполне уместно вспомнить историю приобретения им яхты Serene у российского предпринимателя Юрия Шефлера за $500 млн. в октябре 2016 г. Та же манера: пришел, увидел… и купил. За наличные. Не особенно раздумывая, ибо хорошая вещь! Прежним владельцем «Христа – спасителя мира» волею случая также оказался миллионер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев. Запоздалое подключение эмиратского Лувра к этой сделке выглядит как импровизационное прикрытие на фоне разгулявшейся волны нездорового международного ажиотажа. Неуклюжим выглядит и объяснение Лувра, будто саудовское правительство приобрело картину по просьбе эмиратского музея.
Зачем саудовский «мистер всё» и «король на низком старте», как зовут его дома, затеял подобную авантюру – покрыто мраком. Вряд ли правоверный мусульманин, воспитанный на доктрине запретности человеческого изображения, особенно если это – изображение признаваемого Кораном пророка, вдруг настолько глубоко проникся духовным содержание христианского религиозного искусства. Скорее всего, это – причуда сверхбогатого и балованного отпрыска, привыкшего потакать своим внезапным капризам. Подобная внезапность и порывистость, которую принц Мухаммад демонстрирует во всех своих начинаниях, может дорого ему обойтись, полагают многие в арабских странах и в мире.
Но, кто бы ни приобрел творение да Винчи на самом деле, теперь, как пошутил один из арабских комментаторов, нам всем стоит ждать сообщений о покупке специально оборудованного авиалайнера, на котором «Спасителя мира» доставят из Европы в одну из стран Персидского залива.