Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Небоевые инциденты Холодной войны. Часть-1: как поезд советский танк протаранил

Холодная Война была, пожалуй, пиковым моментом военного напряжения в мире за всю историю. Без перехода в «горячую» фазу, подготовка к ней шла без остановки. Естественно, что при такой интенсивности сложно избежать инцидентов с участием военных, о которых мы поговорим в цикле материалов. И начнем с одного из самых показательных – столкновения поезда и танка в Германии.

На карте отмечен Ж\Д переезд. Слева - парк техники, справа - полигон
На карте отмечен Ж\Д переезд. Слева - парк техники, справа - полигон

118 учебный танковый полк ГСВГ занимал обширную территорию, включающую несколько полигонов. В частности, полигоны Кёнигсбрюк и Ютеборг. Маршрут между этими военными объектами был «обхожен» военными, и гражданские, да и местная власть танкам не удивлялись – город был ознакомлен с маршрутом следования техники, во избежание инцидентов. Особенно, ввиду того, что маршрут пересекал железнодорожный переезд Форст-Цинна.

Сам переезд был цивильным – семафор, шлагбаум, и необходимое освещение. Его часто пересекали советские танки, так как парк машин, и учебный полигон располагались по разные стороны железнодорожного полотна. Танкистам предписывалось перемещаться лишь в составе рот, а в стороны от переезда – отправлять сигнальщиков с фонарями и флажками.

Резонансное ДТП

Но, как водится, правила кажутся не очень важными до определенного времени. Вероятно, не единожды танкисты пренебрегали мерами предосторожности. Что там переезда того? Раз – и на той стороне. И продолжалось бы так – если бы не январь 1988 года.

Удар развернул башню, но не нанес существенных повреждений боевой машине.
Удар развернул башню, но не нанес существенных повреждений боевой машине.

По основной версии, инструктор посадил на место мехвода неопытного служащего, который призвался в прошлом году. Предполагалась отработка движения в темное время суток с прибором ночного видения. По утвержденному маршруту, танк должен был двигаться вдоль полотна, но не сориентировался, выехав на переезд. В танке были установлены настройки холостого хода на уровне 2 тысяч оборотов – это позволяет Т-64 двигаться без лишних манипуляций дросселем. При условии, что на пути не попадется препятствие. Коим стал переезд, что привел к остановке машины. Естественно, неопытный солдат в условиях паники и звуков приближающегося состава, не смог завести машину. По приказу инструктора, они покинули машину. К слову, это был первый опыт молодого мехвода в вождении с прибором ночного видения.

Несмотря на плачевную внешность, танк "потерял" гусеницу, и аккумуляторы слетели с мест крепления. Остальные повреждения не мешали танку двигаться своим ходом.
Несмотря на плачевную внешность, танк "потерял" гусеницу, и аккумуляторы слетели с мест крепления. Остальные повреждения не мешали танку двигаться своим ходом.

Скорый поезд Лейпцих-Берлин-Штральзунд приближался к переезду на скорости в 110 километров в час. Удар произошел в 17:50, 19 января. По инерции поезд, протаскивая 38-тонный танк, прошел почти 150 метров. Чудовищный удар привел к мгновенной гибели машинистов состава. От травм скончались и четыре пассажира, а еще 33 – получили различные травмы.

Последствия

Мера наказания военнослужащих осталась военной тайной. Из всех версий, наиболее вероятной представляется дисбат: инструктору – 6 месяцев, а солдату – 3. Хотя, в газетах того времени писали о расстреле нерадивых танкистов. Не исключено, что написано было так по «просьбе» командования ГСВГ – дабы контролируемо выпустить пар народного негодования. При этом, были уволены все командиры 118 ОУТП, а компенсация пострадавшим почти достигла суммы в 15 миллионов марок.

Состав распилили прямо на месте происшествия.
Состав распилили прямо на месте происшествия.

Во избежание дальнейших аварий, местная власть инициировала танковый путепровод над злополучным железнодорожным переездом. А военные добавили к этому глубокий ров и бруствер высотой до трех метров.

Данный случай - не исключение, к сожалению. И подобные трагедии случались и с визави советских танкистов - американцами. В следующих материалах мы поговорим о менее резонансных авариях с участием гражданских и военных.