Холодная Война была, пожалуй, пиковым моментом военного напряжения в мире за всю историю. Без перехода в «горячую» фазу, подготовка к ней шла без остановки. Естественно, что при такой интенсивности сложно избежать инцидентов с участием военных, о которых мы поговорим в цикле материалов. И начнем с одного из самых показательных – столкновения поезда и танка в Германии.
118 учебный танковый полк ГСВГ занимал обширную территорию, включающую несколько полигонов. В частности, полигоны Кёнигсбрюк и Ютеборг. Маршрут между этими военными объектами был «обхожен» военными, и гражданские, да и местная власть танкам не удивлялись – город был ознакомлен с маршрутом следования техники, во избежание инцидентов. Особенно, ввиду того, что маршрут пересекал железнодорожный переезд Форст-Цинна.
Сам переезд был цивильным – семафор, шлагбаум, и необходимое освещение. Его часто пересекали советские танки, так как парк машин, и учебный полигон располагались по разные стороны железнодорожного полотна. Танкистам предписывалось перемещаться лишь в составе рот, а в стороны от переезда – отправлять сигнальщиков с фонарями и флажками.
Резонансное ДТП
Но, как водится, правила кажутся не очень важными до определенного времени. Вероятно, не единожды танкисты пренебрегали мерами предосторожности. Что там переезда того? Раз – и на той стороне. И продолжалось бы так – если бы не январь 1988 года.
По основной версии, инструктор посадил на место мехвода неопытного служащего, который призвался в прошлом году. Предполагалась отработка движения в темное время суток с прибором ночного видения. По утвержденному маршруту, танк должен был двигаться вдоль полотна, но не сориентировался, выехав на переезд. В танке были установлены настройки холостого хода на уровне 2 тысяч оборотов – это позволяет Т-64 двигаться без лишних манипуляций дросселем. При условии, что на пути не попадется препятствие. Коим стал переезд, что привел к остановке машины. Естественно, неопытный солдат в условиях паники и звуков приближающегося состава, не смог завести машину. По приказу инструктора, они покинули машину. К слову, это был первый опыт молодого мехвода в вождении с прибором ночного видения.
Скорый поезд Лейпцих-Берлин-Штральзунд приближался к переезду на скорости в 110 километров в час. Удар произошел в 17:50, 19 января. По инерции поезд, протаскивая 38-тонный танк, прошел почти 150 метров. Чудовищный удар привел к мгновенной гибели машинистов состава. От травм скончались и четыре пассажира, а еще 33 – получили различные травмы.
Последствия
Мера наказания военнослужащих осталась военной тайной. Из всех версий, наиболее вероятной представляется дисбат: инструктору – 6 месяцев, а солдату – 3. Хотя, в газетах того времени писали о расстреле нерадивых танкистов. Не исключено, что написано было так по «просьбе» командования ГСВГ – дабы контролируемо выпустить пар народного негодования. При этом, были уволены все командиры 118 ОУТП, а компенсация пострадавшим почти достигла суммы в 15 миллионов марок.
Во избежание дальнейших аварий, местная власть инициировала танковый путепровод над злополучным железнодорожным переездом. А военные добавили к этому глубокий ров и бруствер высотой до трех метров.
Данный случай - не исключение, к сожалению. И подобные трагедии случались и с визави советских танкистов - американцами. В следующих материалах мы поговорим о менее резонансных авариях с участием гражданских и военных.