Коротко об одном из наиболее известных фильмов весьма своеобразного режиссера Пола Верховена.
Картина снята аж в 1973 году, на момент съемок Верховену было только 34 года, а кино получилось таким зрелым, что получило номинацию на "Оскар" и статус лучшей голландской картины 20 века.
Оспорить или подтвердить справедливость последней регалии не могу, но "Турецкие наслаждения" фильм, безусловно, достойный просмотра. Возможно даже обязательный к нему, очень фундаментальный.
Есть в нем какая-то именно киношная магия. Такое погружение в атмосферу, притом не реалистичную, а нарочито гротескную, стоит многого. Где-то около "Заводного апельсина" и "Фотоувеличения" не самых последних режиссеров. Хотя и про другое совершенно.
Снято дико красиво и откровенно, что, впрочем, если и шокирует, то только в первые минуты, потом смотрится очень органично. Вот такими обнаженными, противопоставленными всему миру герои и должны быть, малейшие признаки ханжества просто бы не дали объема персонажам. Верховен человек талантливый и снимает так, как надо для фильма, без купюр.
Далее, конечно, Рутгер Хауэр. Этот голландский экспорт в Голливуде как-то слишком быстро превратили в фактурного "большого" для геройских или антигеройских типажей. Так с 90-х он и сидит в сознании зрителя.
А у Верховена нечто совершенно непохожее и сыгранное обалденно. Никаких лишних эмоций на слезу, от начала и до конца ленты персонаж остается внутри себя, при этом переживая всю палитру эмоций. Ухмылка Ольге с женихом или глаза в эпизоде с теми самыми турецкими сладостями - это все ой как многого стоит.
Как-то сразу захотелось поискать еще юного Хауэра. И даже залезть в фильмографию юного Арни - вот он, скажем, австриец, как и Ханеке - может они тоже в Австрии дружили и снимали такое чудесное кино?
Ну не Хауром единым, конечно. Это абсолютно дуэтное кино, в котором роль Моник ван де Вен едва ли не сложнее. Потому что ее персонаж практически и мотивации не имеет, это просто прекрасный мотылек у которого чувства и мысли пока следуют за какими-то инстинктами. Натурально сыграть вот это чудо с пальцем во рту и финальными сладостями в нем же - сложно. Как талантливо рисовать абстракцию.
Все как-то сложилось в этом фильме. Разумеется, режиссерская вещь Верховена. Тоже ведь странный для восприятия персонаж. Рассматривать все грани гениальности "Робокопа" или "Вспомнить все" (обожаю, кстати, это кино) выказывают желание только кинокритики. Для многих это просто крепкие голливудские работы. И "Турецкие наслаждения" мне захотелось посмотреть уже после фильма "Она", потрясающей европейской работы с Изабель Юппер.
Музыка, операторская работа, мастерство режиссера и использованные художественные приемы на высоте, которая покоряется только лучшим.