Почему фотография стремится к ошибке? 6 из 10
Фотография пользуется своей способностью видеть и фиксировать всё. Именно эта её черта становится для многих сторонников современного искусства аргументом в отказе фотографии считаться искусством. Ведь если "картинку" делает камера, то там, где идет работа с внешней стороной реальности, смыслам нет места.
Для рекламной индустрии точность фотографии в передаче всех деталей подходит для решения прикладной задачи — привлечения внимания покупателя, и это её умение эксплуатируется без учета многих и многих качеств фотографии, как социального и художественного явления.
Да и любителям, шагающим с фотоаппаратом в грибной лес или совершающих туристическую поездку, сделанный и представленный в соцсетях снимок дарит широкий спектр ощущений — от уникальности опыта, который "дословно" подтверждает изображение, до удовольствия от социального одобрения в виде лайков.
Каждая из аудиторий строит на этой способности свой тезис или свою выгоду.
Кажется, что фотографии с этой избыточностью видимого никогда не справиться, не преодолеть скептического к ней отношения со стороны искусства. Но что может получиться, если буквально использовать эту способность камеры доносить видимое "буквально"?
"Последние 15 лет, из своей студии в Цюрихе, художник Курт Кавиезел / Kurt Caviezel мониторил 15.000 доступных через интернет веб-камер, установленных по всему миру. Делая скриншоты ситуаций, которые ему казались интересными, он составил архив из более чем 3 миллионов изображений, отсортировав их по повторяющимся паттернам и сюжетам. Суперобложка книги The Encyclopedia содержит адреса всех 15.000 веб-ссылок на камеры, которые использовал Кавиезел для создания этой работы".
Сначала поражаясь цифрам — количеству потраченных лет, количеству камер и скриншотов — затем удивляешься бесконечности умножения видимого, которую рождают цифровые веб-камеры, транслирующие в эфир, который невозможно отсмотреть целиком, жизнь тысяч городов и мест, в конце переходишь к вопросу — зачем вообще нужна подобная энциклопедия?? Как и — энциклопедией чего она, в итоге, является?
Энциклопедия — это систематизированная совокупность чего-то — знаний, объектов, явлений, принадлежащих одной дисциплине или сфере. Кажется, в энциклопедии Кавиезела мы можем наблюдать однообразие жизни в многообразии повторений.
Автор делит жизнь на простые и, порой странные, проявления — в этой системе встречаются действия (поцелуи, купание, вуайеризм), объекты (птицы, капли, насекомые, архитектура), случайности и странности (машины компании fedex на дорогах, сбои камеры) и другие повторяющиеся мотивы.
Но если присмотреться внимательно к системе, то окажется, что построена она на возможности камеры увидеть и передать всё. В основе всех повторений лежит техническая возможность сделать объекты видимыми и зафиксированными. Вид на долину заслонит севшая на объектив муха, капли дождя сложатся в узор и уже не так важно станет на что камера направлена, случайные любовники могут быть обнаружены вне их желания, а брошенный мужчиной взгляд на красивую девушку на пляже навсегда станет фотомемом.
Избыточность видимого, содержащаяся в любой камере, как техническом средстве, транслируется в веб-пространстве и останавливается (как скриншот), а затем систематизируется человеком, объявляет в энциклопедии о себе если не как об основе жизни, то уж точно как о самостоятельной способности и механике вне необходимости присутствия человека.
Как минимум потому что, кто из нас скажет, глядя на эти фотографии, что неуправляемая никем камера видеонаблюдения "делает" снимки не менее привлекающие наш взгляд, чем работы, которые выстраивал автор?
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.