"Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя... Петергоф - резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе - не придадток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у (его) берегов..."
Александр Бенуа
Первое упоминание Петергофа (нем. Peterhof - "Петров двор") относят к записям в Путевом журнале Петра I в 1705 году. Изначально это была небольшая усадьба (мыза), где находился деревянный дом и хоз. постройки.
После посещения Версаля, русский царь решает строить грандиозную парадную летнию резеденцию, которая по своему великолепию не должна была уступать знаменитым резеденциям европейских королей.
В 1714 году начинаются работы по возведению будущего шедевра. Создание сей красоты происходило во время Северной войны. Чем вызывало удивление у генерала русской службы Фридриха Вильгельма фон Берхгольц: "Непостижимо, как царь, несмотря на трудную и продолжительную войну, мог в столь короткое время построить Петербург, гавани и Ревеле и Кронслоте, значительный флот и так много увеселительных замков и дворцом..."
Марлинская аллея. Вдалеке еле виден один из старейших фонтанов Петергофа - "Адам", он является парным фонтану "Ева". Оба фонтана символизирует брачный союз Петра I и Екатерины I.
Один из фонтанов-шутих (шуточных) - фонтан "Фаворитный", где собачка Фаворитка, гоняет четырех уток. Является "машинным фонтаном" - на дне бассейна скрыт механизм, позволяющий фигуркам двигаться. Раньше, при этом все действо сопровождалось звуковым оформлением: утки крякали, а собачка лаяла.
Монплезир (франц. mon plaisir - мое удовольствие) - первый петергофский дворцово-парковый ансамбль. Также стал первым в истории русской архитектуры приморским дворцом. Петр I сам выбрал место для строительства, сам составил план, сам назвал здание Монплезиром и сам стал автором красивого сада, который выполнен в "голландском вкусе".
Самые старые деревья Нижнего парка находятся в этом саду – 8 дубов эпохи Екатерины II. Один из них посажен самой императрицей.
"Нигде себя не чувствую так, как здесь. Воздух морской меня лучше любых лекарств от болячек исцеляет. И спится мне в моем Монплезире, как нигде. Море и корабли во снах я вижу" - вот как писал об этом месте Петр I.
Главной достопримечательностью Менажерейного сада (франц. menagerie - зверинец) является фонтан "Солнце". На сегодня это редчайший образец механического фонтана XVIII века. На вершине столба закреплена конструкция с отверстиями. Струи, которые вырываются из них, напоминают лучи солнца.
Вольер – "домик для птиц". В XVI -XVII веках было модно устраивать птичьи дворы при усадьбах. В соответствии с традициями тех веков были созданы павильоны. В XVIII веке здесь размещали клетки с певчими птицами. Рядом с одним из вольеров находится Лебяжий пруд.
В продолжении темы шутливых фонтанов: "скамейка" и "розы". Внезапное включение струй воды приводит в восторг и сегодняшних посетителей Нижнего парка. Такие фонтаны были модны при дворе Людовика XIV.
Восточную часть Нижнего парка украшают Римские фонтаны. Идея их возведения принадлежит еще Петру, вот только построили их в 1739 году. Фонтаны повторяют композицию, находящееся перед собором Святого Петра в Риме.
Главное украшение Оранжерейного сада - фонтан "Тритон, разрывающий пасть морского чудовища". Символ русского морского флота, нанесшего поражение шведской эскадре.
Церковный корпус. По желанию императрицы Елизаветы, храм увенчан пятью главами. Несмотря на свой небольшой размер, помимо церковного зала, в храме есть алтарь и трапезная. Сама церковь знаменита тем, что в 1904 году состоялся обряд крещения последнего в истории России наследника престола - цесаревича Алексея, сына Николая II.
Большие патреры (франц. parterre – на земле). Оба партера имеет четыре цветника, которые разделены широкими дорожками. А в центре находятся фонтаны "Чаши". Вдали в северной части партера стоят Воронихинские колоннады. Построены они в 1803 году. Плоские крыши колоннад служат бассейном, в которых из золоченых чаш поднимаются струи воды.
Вид с западного партера. Видны обе "Чаши": западный Итальянский и восточный Французский. Струи фонтанов достигают 10-и метровой высоты.
Подходим ближе к Большому каскаду…
Морской канал. Он делит парк на две равные части – восточную и западную. Первоначально этот канал был судоходным. Его ширина - 12 м, а глубина - 3 м. После того, как был установлен фонтан "Самсон", проход судов к дворцу прекратился.
Большой каскад - главное украшение Петергофа. В архитектурной основе лежит парадная "распашная" лестница, на которой размещено более 70-и фонтанов и установлено 250 скульптур и барельефов. Вся тема морского триумфа России отражена в скульптурном убранстве каскада. По сохранившемся записям Петра I, понятно, что идея создания каскада принадлежала ему.
Павильон Эрмитаж - любимое место царских развлечений. Построен по образцу французских эрмитажей (франц. ermitage -; приют отшельника). Здание окружено рвом. По приказу Петра I Эрмитаж оборудован подъемным механизмом. Благодаря чему, центральную часть овального стола, установленного на втором этаже, можно было опускать для сервировки и поднимать обратно.
От "Эрмитажа" дорожка ведет к Львиному каскаду В центре бассейна установлена ионическая колоннада. Внутри 12 мраморные чаши, из которых бьют высокие струи воды.
В центре колоннады стоит скульптура "Нифма Аганиппа", которая также является фонтаном. По периметру расположены бронзовые маскароны.
Пруд ансамбля Марли. Во время своего второго путешествия в Европу, Петр I отмечал свой день рождение в резиденции французских королей Марли ле Руа, оттуда и пошло название петергофского ансамбля. Вдали виден дворец "Марли", который во времена Петра I назывался "Малые приморские палаты". Первоначально было запланировано построить одноэтажное здание, но после, император приказал достроить второй этаж, так как по пропорциям оно не соответствует размерам Большого пруда.
В создании Петергофа участвовали великие скульптуры, архитекторы, такие как И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, Б.К. Растрелли и другие, а также их ученики и дети. Впрочем, сам Петр I был не только идейным вдохновителем, но и создателем, о чем свидетельствуют многочисленные записи и чертежи.
В общем, это тот величайший памятник мирового значения, который должен посетить каждый. Петергоф - мировая "столица фонтанов"
___
Оригинал рассказа лежит у меня в ЖивомЖурнале
___
Instagram: http://instagram.com/bortnikau