Найти тему

Как я училась в Швеции и Австрии

«Я решила дать это интервью, не чтобы рассказать о себе и моей жизни, а чтобы показать, что все возможно при желании и упорстве. Главное — не бояться», — говорит Гульнара Шавалиева.

В 2009 году она окончила российский вуз по специальности «Основные процессы химических производств и химическая кибернетика». Спустя какое-то время после выпуска девушка перебралась в Санкт-Петербург, выиграла стипендию Erasmus Mundus (теперь Erasmus+) и уехала в Швецию.

ГУиР попросил Гульнару рассказать, как развивались события.

Работа в Санкт-Петербурге

Изначально я хотела в Европу: искала вакансии, но не находила ничего подходящего. Уехать по работе оказалось сложно, поэтому я решила сменить обстановку и переехать из родной Уфы в Питер. Я была в Северной столице однажды летом, и мне понравился этот город.

Я уезжала «в никуда», с запасом денег всего на месяц. Через знакомых нашла жилье и стала искать работу. Я прожила в Питере два с половиной года, это был очень ценный опыт. Но мне по-прежнему хотелось знаний другого качества и формата. Хотелось учиться на английском языке в Европе.

Стипендия Erasmus Mundus

В Питере я продолжала изучать английский. Однажды в английском разговорном клубе я познакомилась с девочкой, которая год как училась в Испании. Она рассказала мне о стипендии Erasmus Mundus и очень рекомендовала подать документы.

У нее горели глаза, она светилась от счастья — ей очень нравилась ее жизнь. Я сразу же начала собирать необходимые бумаги. На это у меня ушел год: подготовка документов, сдача международного языкового экзамена IELTS и прочая волокита занимали немало времени.

Оказалось, что кроме стипендии Erasmus Mundus существует множество других. Как правило, заявки подаются с ноября по январь, а результаты приходят весной. Мою заявку утвердили, меня пригласили в программу MIND в рамках Erasmus Mundus. Предполагалось обучение как минимум в двух странах, и мне предстояло отправиться в Швецию и Австрию.

-2

Магистратура в Швеции и Австрии

Итак, я отправилась покорять Европу. Высшее образование в Швеции меня приятно удивило. Там нет иерархии, и учеба проходит в удобном формате: студент изучает два предмета (иногда три) в течение двух месяцев и выполняет два проекта. Затем сдает экзамены.

После берет два новых предмета и делает два проекта по ним в течение еще двух месяцев. При такой концентрации материал усваивается намного лучше. Проекты же помогают сразу применить полученные знания.

Студенты чуть ли не живут в университете пять дней в неделю, занятий действительно много. Но суббота и воскресенье — выходные, это обязательно.

Несмотря на то что английский у меня был на уровне Intermediate, первые полгода было очень сложно. Приходилось читать много научной литературы, делать презентации, сдавать экзамены на английском. Но благодаря постоянной языковой практике с новыми иностранными друзьями и одногруппниками мой уровень быстро поднялся.

В Австрии система была иной. Предметы шли подряд, а качество образования было немного ниже. Зато там были горы, вино и хорошая погода.

Erasmus Mundus — программа довольно щедрая. Студентам не из ЕС выделяют дополнительную стипендию на перелеты и обустройство в стране. Правила программы не запрещают работать, конечно, если это позволяют законы в стране обучения.

Но работа не была необходимостью: хватало и стипендии. С пособия, которое платили, можно было даже откладывать небольшие суммы. К тому же иностранным студентам предоставляют студенческие квартиры или комнаты.

Общежития сильно отличаются от российских и ценой, и условиями проживания. У меня в комнате была даже собственная ванная, а вот кухню я делила с пятью другими студентами.

-3

Докторантура в Швеции

После окончания магистратуры я осталась в Швеции. Деньги, накопленные со стипендии, позволили прожить в стране без работы еще год. Чем я занималась в этот период? Искала работу и изучала шведский. В магистратуре у меня не было времени заниматься языком. Тем более что вся учеба проходила на английском, можно было легко обойтись только им.

Однако если хочешь интегрироваться в общество любой страны, знание местного языка необходимо. Кроме того, я понимала, что, зная шведский, мне будет проще найти работу: конкуренция в моей сфере довольно высокая.

В итоге я нашла вакансию… в докторантуре. Да, она здесь считается работой. Платят почти такую же зарплату, как и в коммерческих компаниях. Только ты не работаешь «на дядю», а занимаешься наукой.

Проект, над которым я работаю сейчас, — международный. Его цель — оптимизировать технологию по изоляции углекислого газа из дымовых газов предприятий с целью последующего захоронения.

Плюсы докторантуры в том, что есть возможность много путешествовать, а не сидеть постоянно в офисе. К тому же получаешь огромное количество знаний, причем о передовых технологиях, и постоянно находишься в интернациональной среде.

Мой вуз называется Chalmers University of Technology и находится во втором по величине городе Швеции, Гетеборге.

-4

В заключение хочу сказать: в моей жизни не все было легко и просто. Иногда хотелось все бросить, отказаться от задуманного и вернуться в Россию. Но я рада, что не сдалась. Кайф от полученных результатов и море положительных эмоций стоят того, чтобы продолжать сражаться с трудностями. Все возможно, было бы желание и упорство.

Может быть, я и вернусь в Россию, но уже другим человеком: повзрослевшим, уверенным в себе, который знает, что в мире очень много хороших людей разных национальностей и с разным менталитетом.

Александра Ариткулова