Фильм «Никита», Франция, 1990 год.
Фильм «Никита» заложил новый стандарт боевиков во всем мире. Это крепкое сочетание драмы и боевика. Это еще и работа слаженной команды в составе Люка Бессонна, оператора Терри Арбога, композитора Эрика Сера. Во всем присутствует фирменный стиль Бессонна. Даже в том, что главную роль в картине сыграла его жена Анн Парийо. В истории кино она так и осталась актрисой одного образа. Все ее попытки преодолеть популярность этого образа пока что обернулись полным крахом.
Фильм сделан так, что любой кадр из этого фильма можно по отдельности вставлять в картинку. Очень красиво. Но эта красота не ради абстрактной красоты. Любой кадр работает на общую идею фильма.
Режиссер рассказывает по сути историю гадкого утенка, которая становиться красивым лебедем. Арехтипичная для мирового кино история. Но с одним большим «но»: утенок становиться лебедем не в тех руках. Но зрителю иногда не интересна мораль, ему интересно история превращения самой героини. Из тупой наркоши она превращается в опытного киллера. Но именно эта опытность и позволяет раскрыть глаза на окружающий ее мир. Режиссер тут делает уступку в сторону хеппи – энда, пусть и весьма туманного, но все же он оставляет героиню в живых, и даже дает ей возможность счастья.
Зрители любят истории со счастливым концом. Но этот конец идет в унисон с общим настроением фильма. А настроение у картины мрачное. Оно задается с самого начала. И с самого начала задается динамика фильма. Нужно отметить влияние стилистики гонгонских боевиков на стилистику перестрелок. Сцена с летящей пулей явно заимствование у Джона Ву. Но Бессон придал сценам перестрелок не только зрелищность, но и реализм. В эти перестрелки можно поверить. Героиня – профессионал, а не просто чудо – женщина. Также как и те, кто ее окружает. Здесь выделяется в первую очередь бенефис Жана Рено, которому было уже весьма за, но который не был звездой кинематографа. После этого выхода он стал мировой звездой. Хотя, его роль здесь совсем не большая. Но написано про эту роль больше, чем про несколько второстепенных ролей. Из актеров хочу выделить Жанну Моро. Очень необычная актриса мирового кинематографа. Умершая, к сожалению, в полной нищете.
Фильм стал еще популярным, благодаря теме: теме киллера. Тогда это тема входила в моду. Бессон подошел к ней со своей стороны. Он показала зрителю оборотную сторону этой профессии, и то, что эта профессия необходима государственным службам. То бишь, именно государство провоцирует преступления.
Безусловно, фильм стала культовым. И породил целый сериал. И целое количество продолжений. Частенько, и в жизни. Но кино в этом не виновато. Оно просто остается культовым кино.