Найти тему

Как посчитать стоимость клиента в компании?

Здравствуйте. Меня зовут Евгений Продажный - я консультант по маркетингу и продажам, а также состою в гильдии маркетологов.

Однажды владелец небольшой кофейни задал мне вопрос, его очень интересовало, как можно посчитать стоимость привлеченного гостя от проводимой ими рекламной кампании. Суть данной акции заключалась в следующем: руководством заведения был размещен рекламный ролик на мониторах нескольких маршрутах городского маршрутного такси и автобусов, причём кофейня была расположена на конечной остановке на окраине города. Я попытаюсь объяснить доходчиво, не привлекая в помощники высшую математику. Возможно, что этот вопрос возник, у кого-то ещё и поэтому я в данной статье расскажу, что у нас получилось.

-2
-3

Вводные данные были такие. Стоимость размещения рекламы на месяц составила 18300 рублей, плюс ещё 4000 рублей ушло на изготовление самого ролика. Итого 22300 руб. Как уже говорилось, кофейня находиться у начальной/конечной точки данного маршрута. На линии курсируют 7 маршрутов по 5 автобусов, причем все маршруты довольно протяженные и проезд с одной конечной, до другой занимает примерно около часа. Используя несложные математические действия, мы легко рассчитаем, что одна маршрутка делает около десяти поездок в день. Умножив суммарное число поездок одной единицы транспорта на общее количество автобусов, в нашем случае это 5, получаем, что в день на данном маршруте совершается 350 поездок: 5 автобусов*7 маршрутов*5 рейсов*2 посадка/высадка=350 посадок и высадок на одной остановке, ближней к кофейне.

Теперь нам надо посчитать количество людей увидевших нашу рекламу. Интересовать нас будут только те граждане, которые садились на интересующей нас остановке или доезжали до нее. Дело в том, что по статистике, кофейнями пользуются люди в радиусе 300 метров. Обычно на конечных остановках садиться и высаживается от 4 до 7 человек (зависит от времени суток и дня недели). В среднем получается, где-то 5 человек. Я подтверждаю эти данные, т.к. много раз сам считал количество людей на конечных станциях, в т.ч. на этой остановке.  Перемножив людей на количество высадок и посадок в заданном районе, у нас получается 1750 человек. Как правило, один человек совершает две поездки, то есть если он едет на работу, то он с неё и возвращается. Значит, полученную цифру надо поделить еще на два. Итого имеем 875 уникальных человек в сутки. Как показывает статистика, помимо постоянных, которые пользуются транспортом каждый день, есть случайные, которые в этом районе первый и, возможно, последний раз. Поэтому их считать не будем, т.к. % слишком мал. Тем не менее, в течение месяца количество уникальных пассажиров больше и по статистике данную цифру можно умножить на 2 и получим 1750 уникальных пассажиров в месяц.

Получилась не плохая цифра, но, к большому сожалению, если верить статистике, лишь 10% из этого числа просто обратят внимание на данный рекламный ролик. Прошу заметить, просто обратят внимание. У нас осталось 175 потенциальных клиентов. Опять же, возвращаясь к статистике, замечу, что лишь 2% пассажиров из числа увидевших данную рекламу, воспользуются этим предложением, если оно было классное и уникальное, а не «мы открылись», «пицца в подарок» которая мелькала 2 секунды. Остается всего 4 человека. Но и они, посетят заведение, если предложение было интересным и заинтересовало их. Людям нравятся различные акции и уникальные предложения, вроде того, что купи одно, а второе получишь бесплатно.

Допустим, что рекламное предложение было действительно привлекательным и до кофейни дошло 4 человека. Значит, нам нужно весь наш рекламный бюджет разделить на эти 4 человека и мы получаем стоимость одного привлеченного посетителя. Выходит так, что один покупатель обошелся владельцу кофейни в 22300/4=5575 рублей. Вот таким не сложным образом и производится подсчёт.

Если выражаться более научно, то стоимость привлечения клиента, это средний показатель объёма затрат на реализацию продажи и рекламы, которые приносят вам каждого отдельного покупателя. В международном маркетинге имеет аббревиатуру CAC (Customer Acquisition Cost).

Даже если я ошибся в 10! раз, чего НИ РАЗУ НЕ БЫЛО ЗА 10 ЛЕТ, то стоимость гостя в кофейне составит 557 рублей. Окупит ли проданная пицца или стакан кофе данные затраты?

Как вы поняли из вышесказанного, ничего сложного в подсчётах нет, а вывод напрашивается сам собой. Нужно очень тщательно подходить к рекламным акциям и заранее просчитывать затраты и потенциальную отдачу от неё.

И в дополнение к гигантской сумме за гостя.

Рекламный ролик продолжительностью всего 10 секунд. Любой психолог и грамотный маркетолог скажет, что должно быть 30 сек., т.к. 15 секунд у зрителя уходит на переключение внимания от просмотра предыдущего ролика.
В ролике нет УТП (уникального торгового предложения).
Дизайн ролика совершенно хаотичный. Намешано всё и сразу. Нет понимания кто и где.
Показывается с периодичностью 3 раза в час (сам считал).

!!! Ещё одно дополнение. Спустя несколько дней после написания данной статьи я узнал, что на этой остановке с телевизорами курсирует 2! маршрута. 

Считайте сами.

!!! Дополнение второе. Месяц спустя я спросил директора об эффекте. 0 гостей.

Приведу небольшой пример. Это реальная ситуация, которая имела место с компанией Макдональдс в городе Калининграде. Владелец крупной недвижимости на объездной дороге, предложил данной фирме открыть ресторан в помещении. Макдональдс имеет четкие требования по проходимости заведения, то есть в сутки должно быть не менее 50000 проезжающих машин или проходящих людей, только в этом случае заявка будет рассмотрена, поскольку стоимость франшизы составляет более миллиона долларов и это только плата за имиджевую составляющую. Объездная дорога имеет федеральный статус, то существует статистика по её трафику, и она составляла 74000 машин в сутки. Но поскольку этот американский гигант индустрии быстрого питания не первый год работает в России, то он выразил сомнения в правдивости статистических данных. Их сотрудниками была организована ручная проверка, и по её результатам выяснилось, что в день по дороге проезжает в среднем 32000 автомобиля в обе стороны.

Надо понимать, что никакого договора они не заключили. Поэтому не стоит доверять никому. Ни официальной статистике, ни заверениям всевозможных рекламных агентств, которые хотят только продать рекламу и не беспокоятся об эффективности, нужно считать и доверять только самому себе или мне, независимому эксперту.

Буду очень рад, если данная информация была вам полезна.

Всем удачного бизнеса и обращайтесь! 

Понравилась статья?

Сделайте репост или напишите пару слов в комментариях.

Благодарю вас.

Искренне рад помочь Вам и Вашему бизнесу работать на результат.