Найти в Дзене
Ну-ка наука

Раннее развитие: 30 лет спустя

Вокруг раннего развития кипят нешуточные страсти. Одни жизнь готовы положить на то, чтобы их ребенок в три года читал, а в пять - сочинял сонеты. Они верят, что упорство и труд принесут чаду какие-то профиты в будущем. На противоположном берегу - родители-пофигисты, адепты счастливого детства без расписания кружков на холодильнике: мол, к средней школе сотрется разница между теми, кого мама с папой терзали занятиями с гувернером-носителем японского и просто детьми, пинавшими мяч все дошкольные годы.

Теперь вторым есть, что возразить. Исследование ученых из Университета Миннесоты (Миннеаполис, США), длинною в 30 (тридцать!) лет показало, что малыши, прошедшие программу раннего развития в далекие 80-е, выросли все-таки более успешными взрослыми. Тут важно сделать три оговорки.

1) Под успешностью здесь понимается глубокое образование. Исследование американское, а в США (в отличие от России, например) уровень образования прямо конвертируется в достаток и качество жизни. Поэтому чем выше научная степень - тем круче.

2) Для чистоты эксперимента сравнивались дети из семей одного уровня дохода: малообеспеченные. У них на старте жизни не было никаких преференций в плане будущего образования - ни денег, ни связей, ни семейного опыта и позитивных традиций.

3) Сравнивались дети, которые проходили разные курсы раннего развития. Т.е. будущее детей, с которыми вообще никак не занимались, в этом исследовании не отражено.

Итак, о чем же конкретно идет речь?

Чикаго, начало 80-х, 989 детей, чьи семьи едва сводят концы с концами.

Волею судьбы они попали под крыло 20-ти школ Child-Parent Centers (CPC, Детско-родительский центр) с федеральной программой Head Start от дошкольного возраста до 3-его класса школы (это тот самый Head Start, который я уже упоминала) . Чем она отличается от других программ раннего развития? Ну, например, тем, что поощряет активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Родителей приглашали на отдельные лекции (как найти высокооплачиваемую работу, свежие тенденции воспитания и педагогики и т.п.), приглашали участвовать в классных уроках как помощников учителей, привлекали к организации выездных мероприятий. А их (вылазок в поля) там было много - CPC стоит на трех китах: чтение, математика и внеклассная работа "на местах".

Еще 550 детей из малообеспеченных семей в те же годы в том же Чикаго ходит в 5 других школ с программами раннего развития. За судьбами всех полутора тысяч мальчиков и девочек следили до тех пор, пока они не превратились во взрослых 35-летних мужчин и женщин. Каждый из них "выходил в мир через собственную дверь", как пели Тараканы. Кто же стал более успешным?

Ответ: выпускники CPC. Вне зависимости от того, сколько проучились в школе CPC, в будущем они завершили больше лет обучения, чем их коллеги из 5-ти других чикагских школ. Те, кто учился в CPC только до 1 класса общеобразовательной школы, имели больше шансов в дальнейшем получить степень ассоциата (примерно соответствует первым 2 годам в нашем ВУЗе) (15,7% против 10,7% у выпускников других учебных программ), бакалавра (11% против 7,8%) или магистра (4,2% против 1,5%). В результате среди выпускников CPC на 47% больше людей со степенью ассоциата и на 41% больше бакалавров. Но еще значительней успех тех детей, которые учились в CPC до второго-третьего класса: среди них зарегистрировано 48%-ое увеличение числа людей со степенью ассоциата и 74%-ое со степенью бакалавра и выше.

Раньше те же исследователи изучали будущее выпускников CPC в разрезе доходов, преступности и депрессии. Не знаю, как вам, но мне трудно не заподозрить ученых в пристрастности: их публикации о достижениях взрослых, прошедших школу CPC, регулярно выходят с 2001 года. И всегда CPC "работает" лучше конкурентных программ. А как же те дети, с которыми не занимались вовсе? Каков их шанс на получение высшего образования?

Молчание. Пока мы располагаем только вот чем: не все программы раннего развития одинаково полезны, поэтому выбирать их надо с умом /надеюсь найти исследование, которое покажет, как именно/. И, по-видимому, вовлеченность родителей в образовательный процесс в дошкольном и раннем школьном возрасте играет в будущем успехе ребенка одну из первых ролей.

Так-то)) И да пребудет с нами ответственность.

Евгения Райм