Детские деревни вместо детских домов
Вы знали, что в нашей стране в массовом порядке закрываются детские дома? На их месте возникают куда более гуманные структуры. Одна из них - "Детская деревня"
Все началось с того, что в 2013 году усилиями небезызвестного омбудсмена Павла Астахова была принята федеральная программа «Poccия бeз cиpoт», запустившая процесс массовой передачи воспитанников детских домов в приемные семьи. А в 2015 году вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481, требующее преобразовать все учреждения для детей-сирот в Центры семейного устройства. По сути, речь идет о массовом превращении привычных детских домов в организации временного пребывания сирот.
Параллельно, в нашей стране обкатывается альтернативная схема - долговременного проживания детей-сирот в так называемых семейных группах. Большая часть подобных проектов - неправительственные, реализуемые с привлечением частного капитала, в том числе - зарубежных гуманитарных организаций. Яркий пример - деятельность так называемых «Детских деревень». Их внедрением в России занимается международная благотворительная организация «Детские деревни-SOS», основанная австрийским врачом и педагогом Германом Гмайнером. Г-н Гмайнер (1919 -1986 гг), к слову, неоднократно рассказывал, что толчком к созданию подобных деревень стал случай, произошедший с ним во время Второй мировой войны (во время его службы в ВС Вермахта), когда некий русский мальчик спас ему жизнь.
Как бы то ни было, в 1996 года в подмосковном Томилино начала работу первая «Детская деревня». Сегодня таких «деревень» в России уже шесть (Томилино, Лаврово, Пушкин, Кандалакша, Псков, Вологда). Здесь живут более 400 детей, лишившихся родителей, и везде применена единая схема, обкатанная аналогичных проектах в Европе. Центром Вселенной для сирот и детей, возвращение которых в семью не представляется возможным, в таких «деревнях» становятся «SOS-мамы». Формально - это воспитательницы, которые получают зарплату и держат «под крылом» от шести до восьми детей. Не смотря на коммерческий интерес, это настоящие любящие и требовательные мамы, опекающие приемных детей под крышей уютных многокомнатных коттеджей.
Воспользовавшись приглашением российского отделения компании Skoda, я посетил такую «SOS-деревню», расположившуюся в селе Лаврово Орловской области. Вот мои впечатления. Пьем чай с семьей, проживающей в уютном двухэтажном коттедже. Во главе стола - «SOS-мама». Как и другим ее коллегам, ей около шестидесяти. Как видно, это приоритетный возраст для назначения на такую позицию. Женщина рассказывает, как ведет домашнее хозяйство - готовит, проверяет у детей домашнее задание, отвозит кого-то из детей в кружки и секции, если это необходимо. Общаюсь с тремя мальчиками и тремя девочками (им от 12 до 15 лет), живущими в просторных комнатах на втором этаже коттеджа. Все шестеро зовут SOS-маму просто «мамой», и это не кажется натянутым. Дети выглядят счастливыми, им уютно, они не напряжены из-за нашего визита.
После чаепития дети показывают нам представление - мальчики играют на гармонях, девочки - на трещетках. Выглядит все это по-домашнему мило. Я уже решаю, что казенный дух детдомов изжит в таких «деревнях» полностью и бесповоротно. Но, как оказывается, не до конца. Чуть позже в «деревенском» клубе для гостей устраивают уже официальное представление - здесь выступает уже целый танцевальный коллектив, затем мальчик рассказывает стихотворение по-английски, а пиком становится выступление штатного «аниматора». Среди прочего частности он предлагает всем прокричать речевки, обнять соседа справа, ущипнуть соседа слева. Теперь я чувствую себя в каком-то подобии пионерского лагеря. Пусть так, зато здесь даже не пахнет армией и тюрьмой, как в детских домах советского образца.
И еще один момент, о котором хочется сказать отдельно - это роль во всем этом мироукладе профессиональной «мамы». Искренняя ли ее любовь к детям, находящимся у нее на воспитании? Со стороны - более чем! В словах, жестах, интонациях сквозят забота и внимание. С другой стороны, у меня сразу же возник вопрос - но где же в этой схеме папа? Оказалось, лишь в одном из 12 домов на территории «деревни» проживает полная семья, где сирот воспитывают муж и жена. Почему так? В соответствии с западной схемой проекта «Детские деревни-SOS», зарплата «папе» не выделена. Но при желании муж «SOS-мамы» может жить вместе с ней и участвовать в воспитании маленьких жителей «деревни». Но по большей части замужние «SOS-мамы» ездят к мужьям на выходные. На это время их замещают опять-таки штатные приходящие «няни».
Всего на территории «деревни-SOS» Лаврово находится 12 семейных домов, плюс - хозяйственные и административные постройки, спортзал и клуб. Детям - от двух до 18 лет. Практически все ходят в близлежащие школы и детские сады, некоторые - в специальные учреждения (процент детей с отклонениями в физическом и умственном развитии, увы, достаточно велик). Когда подросткам исполнится 18 лет, они покинут «SOS-деревню». Юноши уйдут в армию, кто-то поступит в институт, но большинство устроится на производство. Местные органы власти оказывают выпускникам существенную помощь в профессиональном обучении, подготовке к взрослой жизни и самое главное - в обязательном порядке обеспечивают их жильем. Финансирование «деревень» из федерального и муниципального бюджета при этом не осуществляется. Все «деревни-SOS»существуют исключительно на добровольные пожертвования и правительственные гранты.