Зачем нужно адаптивное обучение
Вы выбираете новую компьютерную игру. Как понять, насколько она сложна? Если вы в ней ничего не поймете, то, скорее всего, просто покинете игру. Но если она слишком легка, вам тоже будет неинтересно.
Та же проблема есть и в обучении — как понять, подходит ли вам уровень курса, не будет ли вам скучно или запредельно сложно? Как понять, действительно ли вы изучили все материалы курса или вам просто повезло на итоговом тесте?
Эти вопросы способно решать адаптивное обучение. То есть то, которое способно подстраиваться под студента.
Чем адаптивный курс отличается от обычного?
— Адаптивное обучение — это зонтичный термин, каждый его понимает по-разному. К нему есть разные подходы, которые делают акцент на память, внимание, мотивацию ученика, его интересы, — рассказывает аналитик платформы онлайн-обучения Stepic Максим Скрябин.
Если курс «подстраивается» под интересы пользователя, то студентам предлагается контент, аналогичный тому, что они уже выбирали. Такой принцип работает на самой популярной в мире платформе онлайн-обучения Coursera.
По-другому адаптируются онлайн-курсы на платформе Stepic. Все умения, навыки разбиваются на небольшие задачи, и в зависимости от того, решает ту или иную задачу ученик, подбирается содержание курса. Такой адаптивный курс нельзя проходить последовательно и привычного нам перечня тем и разделов там тоже нет. Потому у каждого ученика — своя траектория прохождения курса. Это позволяет избежать «слишком сложных» и «слишком простых» для студента заданий: они подбираются именно под его уровень.
Всегда ли адаптивный курс лучше, чем стандартный?
— Когда на вещах пишут «One size», в действительности это означает, что этот размер не подходит ни для кого, — говорит Максим Скрябин, — и адаптивность позволяет решить проблему излишней универсальности онлайн-курсов.
Но это не значит, что она является универсальным способом решения всех проблем обучения. Адаптивность нужна не всегда: часто вместо того, чтобы подстраивать курс под пользователя, дешевле и эффективней сделать линейку курсов: для новеньких, «середнячков» и продвинутых. Это поможет отследить реальный прогресс ученика.
— Принцип адаптивности больше подходит для набора задач. Это идеальный тренажер, например, для изучения ПДД: если правильно решаешь, увеличивается сложность задач, если неправильно — уменьшается, — рассказывает Скрябин.
Где уже используется адаптивность?
Сейчас адаптивные курсы внедряют в основном в компаниях, а не в школах и университетах. Во-первых, сделать курс адаптивным по сравнению с обычным онлайн-курсом стоит больше, чем в два раза. Во-вторых, у корпоративных и университетских курсов разные задачи. При приеме нового сотрудника работодателю хочет, чтобы новичок максимально быстро влился в работу компании, понял ее стандарты и принципы работы. Опасность, которая возникает при обучении нового сотрудника, — это неосознанная компетентность — когда сотрудник не знает, что он чего-то не знает, и действует так, как будто он на самом деле знает. Снизить эту вероятность помогает адаптивный онлайн-курс.
Поможет ли сбор данных о нас адаптировать образование?
— С появлением онлайн-курсов, то есть с 2013 года, мы узнали о процессе обучения больше, чем за все предыдущее время, — говорит Максим Скрябин.
Но у использования данных о пользователях есть и этические, и технические вопросы. Во-первых, разрешить получить данные разработчикам может только сам пользователь. Во-вторых, практики сейчас могут действительно собирать множество показателей о том, как учатся пользователи, сколько времени они тратят на задания, на что отвлекаются, но пока что они не ответили на два ключевых вопроса. Первый: с какой целью собирать учебную аналитику? Второй: как потом использовать результаты анализа?
— Как результат, который мы получили, переложить в практику? Это огромный вызов для образования, и специалисты, которые научатся это делать, более чем востребованы, — считает Максим Скрябин.
Текст: Галина Сахаревич
Фото: Таисия Щелканова
Проект Alma Mater, № 8 (21)