В минувшее воскресенье «Зенит» завершил недельный цикл контрольных экзекуций на сборе в Дубае, поочередно «отдубасив» чемпионов Дании, Чехии и Китая. Общий счет 14-2 по итогам 270 игровых минут говорит сам за себя, да и с точки зрения качества игра команды вселяет сдержанный оптимизм.
Очевидно, у Роберто Манчини подошел к концу период детального ознакомления с ценными и не только свойствами имеющихся исполнителей, и в его голове сформировалось четкое представление об их рациональном использовании. Против «Гуанчжоу Эвергард» итальянец снова применил классическую схему 4-4-2 и выставил тот же стартовый состав, что и в предыдущем поединке, рассчитывая укрепить внутренние связи между игроками и устранить ранее выявленные структурные дефекты.
В отличие от предыдущих соперников, чемпион Китая действовал в более сдержанной и осторожной манере. «Гуанчжоу» практически отказался от высокого прессинга, на котором тремя днями ранее «погорела» команда Мигеля Данни, и позволял «Зениту» относительно спокойно проходить середину поля.
Централизация продолжается
Если против «Славии» с ее высокой линией обороны зенитовцы с максимальной пользой для себя использовали ситуации с переходом владения, то на сей раз такие варианты почти не проходили. Соответственно, приходилось импровизировать в статичной «позиционке», с чем по осени у команды Манчини частенько возникали проблемы.
Было подозрение, что из-за отсутствия профильного глубинного разыгрывающего (Паредес и Нобоа травмированы) «Зенит» может сбиться на привычную фланговую игру со всеми вытекающими «гиперкроссовыми» последствиями, но ничего подобного не произошло. Настрой Манчини на усиление центрального вектора, который просматривался еще по матчу с «Копенгагеном», по-прежнему в силе.
За вычетом двух результативных корнеров с явными ошибками молодого китайского кипера, 4 из 5 потенциально голевых атак «Зенит» провел именно через центральную зону за счет одной или нескольких вертикальных проникающих передач.
Стоит обратить внимание на то, что центростремительные ускорения атакам все чаще задают фланговые защитники (Кузяев и Терентьев в матче с «Гуанчжоу»; Богаев и Кришито – с «Копенгагеном»), хотя осенью на подобные маневры бровочники решались достаточно редко.
Многофункциональный Краневиттер
В такой игровой системе по-новому раскрывается Краневиттер, на которого совершенно напрасно навесили ярлык «чистого разрушителя». За три неполных матча он поучаствовал в 6 остроатакующих цепочках в качестве ассистента (одну атаку в итоге завершил сам), так что потенциал неплохого конструктора у него имеется (в отличие, например, от куда более ограниченного Хави Гарсии).
Кроме того, в отсутствие Паредеса существенно расширяется диапазон функциональных обязанностей Матиаса.
Когда «Зенит» высоко прессингует именно Краневиттер имеет большую степень свободы и, как правило, располагается выше Ерохина, который отвечает за подстраховку.
При выходе из-под прессинга, напротив, именно аргентинец опускается для приема мяча и разгона атак, и при этом способен вырезать диагональ метров на 40 не хуже Паредеса.
Персональные дополнения
Еще одним «выгодоприобретателем» от этой атакующей централизации «Зенита», судя по всему, становится Заболотный, хотя с его габаритами и умением побороться вверху, казалось бы, фланговая игра для него идеальна. Но Антону хватает подвижности для постоянных коротких рывков-открываний и, кроме того, он хорошо чувствует линию офсайда – как следствие, его частота появления на перспективных ударных позициях даже выше, чем у того же Кокорина (6 личных голевых моментов против 4 при равенстве игрового времени).
Ближайший резерв на сей раз получил не так много игровой практики, но Терентьеву хватило четверти часа, чтобы оформить второй подряд гол-шедевр, а Панюкову – нескольких десятков секунд для очередной результативной передачи. Осенью у «Зенита» не было по-настоящему продуктивного джокера, но теперь на эту свободную вакансию появилось сразу несколько неожиданных претендентов.
Качество оборонительных действий по матчу с китайцами оценивать сложнее, но кое-какие неприятные визуальные ощущения все-таки возникали. По большей части связаны они были с действиями Ригони, который снова без особого энтузиазма отрабатывал сзади и неоднократно оставлял Кузяева почти на произвол судьбы.
Как минимум в двух ситуациях это могло закончиться плохо.
Проблемы на правом фланге обороны наблюдались и в поединке с чехами, и это сложно списать только лишь на недостаток оборонительных навыков у Кузяева. Пока именно Ригони действует несколько обособленно и не в рамках общей системы, временами выступая чуть ли в качестве эдакого свободного художника.
На художества аргентинца можно было бы смотреть сквозь пальцы, если бы Эмилиано в созидательном отношении не уступал, например, Халку, но пока об этом говорить не приходится. Автору двух голевых передач во вчерашнем матче еще есть куда прибавлять и в полезной активности, и в стабильности, и в игровой дисциплине, отсутствие которой может дорого обойтись и ему, и всей команде.
Специально для официального сайта ФК «Зенит»