Найти тему
техфото

ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ МОСГОРТРАНСА

Доброй традицией ГУП «Мосгортранс» стало восстановление списанной или музейной техники до ходового состояния. В этом году объектом для восстановления стал состав из двух трамвайных вагонов – КТМ-1 и КТП-1. Трамвай взяли из запасников ТРЗ (Трамвайно-ремонтного завода в Москве).  До 1970-х годов поезд работал в Туле как линейный трамвай, затем некоторое время – как экскурсионный. Потом его передали на ТРЗ, где он и хранился до 2017 года. Поезд был произведен в 1956 году и имел номера вагонов 112 у моторного и 158 у прицепного. В Москве поездов данного типа было всего два и оба ранней постройки. Визуально вагоны отличались внешним видом кабины, а также дверьми. Для воссоздания выбрали ранний вариант поезда, который работал в Москве с номерами вагонов 0002 и 1002 на 27-м маршруте. Оригинальные вагоны, курсировавшие в столице, к сожалению, не сохранились.

В этом материале мы расскажем об этапах восстановления. В следующей части – покажем обкатку и поездки на этом поезде по живописным местам Москвы. Впервые жителям столицы восстановленный поезд показали на параде трамваев, приуроченном к 119-й годовщине со дня запуска этого вида транспорта в городе.

Первый выезд из цеха завода СВАРЗ после восстановления.
Первый выезд из цеха завода СВАРЗ после восстановления.

 Такими вагоны прибыли в Москву в 1999 году .
Такими вагоны прибыли в Москву в 1999 году .

 Салон моторного вагона.
Салон моторного вагона.

  А так вагоны выглядели в мае 2016 года.
А так вагоны выглядели в мае 2016 года.

 Прицепной вагон.
Прицепной вагон.

Начало реконструкции.

Ноябрь 2017.  Первые шаги по восстановлению на заводе СВАРЗ. Вид прицепного вагона спереди.
Ноябрь 2017. Первые шаги по восстановлению на заводе СВАРЗ. Вид прицепного вагона спереди.

 Прицепной вагон внутри.
Прицепной вагон внутри.

Моторный вагон. Переделка кабины.
Моторный вагон. Переделка кабины.

Колесные пары обоих вагонов. По конструкции трамваев – тележек не предусмотрено, только оси на рессорной подвеске. Слева – колесные пары прицепного вагона, справа – моторного. Заметили дисковые тормоза, расположенные на осях вагона?
Колесные пары обоих вагонов. По конструкции трамваев – тележек не предусмотрено, только оси на рессорной подвеске. Слева – колесные пары прицепного вагона, справа – моторного. Заметили дисковые тормоза, расположенные на осях вагона?

КТМ-1, вид изнутри.
КТМ-1, вид изнутри.

 Декабрь 2017. Моторный вагон с новой кабиной.
Декабрь 2017. Моторный вагон с новой кабиной.

Восстановительные работы внутри салона.
Восстановительные работы внутри салона.

 Прицепной вагон на реставрации.
Прицепной вагон на реставрации.

Элементы, не подлежащие восстановлению, заменяют новыми.
Элементы, не подлежащие восстановлению, заменяют новыми.

Январь 2018 года. Прицепной вагон. Кузов почти собран.
Январь 2018 года. Прицепной вагон. Кузов почти собран.

Укладывают пол. На фото – примерка фанерных листов.
Укладывают пол. На фото – примерка фанерных листов.

Моторный вагон загрунтован. Установлен ручной тормоз – это колесо, похожее на руль.
Моторный вагон загрунтован. Установлен ручной тормоз – это колесо, похожее на руль.

 Тормозная колонка ручного тормоза, слева – кран управления тормозной пневматической системой.
Тормозная колонка ручного тормоза, слева – кран управления тормозной пневматической системой.

 Подготовка к укладке пола. Установка перегородки кабины.
Подготовка к укладке пола. Установка перегородки кабины.

Взгляд в обратную сторону.
Взгляд в обратную сторону.

Кузов прицепного вагона в металле.
Кузов прицепного вагона в металле.

Февраль 2018. Кузов прицепного вагона загрунтован. Торчащие трубы спереди – это выводы под пневматические магистрали. Они необходимы для открывания-закрывания дверей и работы тормозной системы.
Февраль 2018. Кузов прицепного вагона загрунтован. Торчащие трубы спереди – это выводы под пневматические магистрали. Они необходимы для открывания-закрывания дверей и работы тормозной системы.

Прицепной вагон с установленными дверьми в открытом...
Прицепной вагон с установленными дверьми в открытом...

...И закрытом состоянии.
...И закрытом состоянии.

Моторный вагон. Монтаж электрооборудования, прокладка кабелей, обивка салона деревом.
Моторный вагон. Монтаж электрооборудования, прокладка кабелей, обивка салона деревом.

Контроллер вагоновожатого.
Контроллер вагоновожатого.

Бугель (он же – токосъемник) на фоне прицепного вагона.
Бугель (он же – токосъемник) на фоне прицепного вагона.

Март 2018. Покрашены оба вагона. Сначала красили в базовый цвет – желтый. Потом – наносили красный цвет. Уже вставили стекла, доделывают салон, работают с электрооборудованием. Осталось чуть-чуть :)
Март 2018. Покрашены оба вагона. Сначала красили в базовый цвет – желтый. Потом – наносили красный цвет. Уже вставили стекла, доделывают салон, работают с электрооборудованием. Осталось чуть-чуть :)

Устанавливают электрооборудование на крыше моторного вагона.
Устанавливают электрооборудование на крыше моторного вагона.

Блок пуско-тормозных реостатов.
Блок пуско-тормозных реостатов.

На полу укладывают рейки, регулируют механизм открывания дверей. Установлены сиденья.
На полу укладывают рейки, регулируют механизм открывания дверей. Установлены сиденья.

Прицепной вагон. Здесь можно увидеть последовательность окраски.
Прицепной вагон. Здесь можно увидеть последовательность окраски.

Конец марта. Вагон готовят к приемке. Установлены стекла, поручни, оборудование кабины, свет салона. Ручка слева – пневматический тормоз, по центру – ручной тормоз, справа – ручка открывания дверей. Поставили дворники, привод у них механический.
Конец марта. Вагон готовят к приемке. Установлены стекла, поручни, оборудование кабины, свет салона. Ручка слева – пневматический тормоз, по центру – ручной тормоз, справа – ручка открывания дверей. Поставили дворники, привод у них механический.

Вид сзади моторного вагона. На крыше уже установлен бугель.
Вид сзади моторного вагона. На крыше уже установлен бугель.

Салон моторного вагона.
Салон моторного вагона.

Салон прицепного вагона.
Салон прицепного вагона.

Прицепной вагон также имел ручной тормоз. В обязанности кондуктора, рядом с местом которого установлена тормозная колонка, входило умение им пользоваться.
Прицепной вагон также имел ручной тормоз. В обязанности кондуктора, рядом с местом которого установлена тормозная колонка, входило умение им пользоваться.

Общий вид прицепного вагона с установленными плафонами освещения.
Общий вид прицепного вагона с установленными плафонами освещения.

Заводская табличка. Присутствует в каждом вагоне.
Заводская табличка. Присутствует в каждом вагоне.

Благодарим за внимание!

Увидеть эту красоту можно будет на следующем Празднике московского трамвая.

Подготовлено в рамках совместного с Мосгортрансом проекта «Ожившая история». Отдельное спасибо коллективу завода СВАРЗ.

Фотографы:
Михаил Глаголев — реконструкция на заводе СВАРЗ.
Дмитрий Касаткин — фотографии 1999 и 2016 года.