Не изменяя своей традиции (не сдавать обзор вовремя) составлять мнение о сериале на основе минимум трех эпизодов, ознакомился с новым проектом от создателя «Настоящего детектива» Кэри Фукунаги — «Алиенистом» (Alienist).
Название, навевающее каждому уважающему себя киноману приятные sci-fi ассоциации, может сбить с толку, поскольку от космоса, инопланетных монстров с двойной челюстью и Эллен Рипли «Алиенист» максимально далек. По сути самое верное впечатление о сериале складывается не за первые 3 серии, а за первые 3 минуты: это «Настоящий детектив» в стилистике «Шерлока Холмса» Гая Ричи. От первого тут — странное и жестокое преступление и полумистическая атмосфера, от второго — индастриал романтика большого города конца XIX века (дым, трубы, стройки), стремительность повествования и саундтрек (или мне попросту уже везде слышится Ханс Циммер). Свои Шерлоки Холмсы и докторы Ватсоны тут тоже имеются: все-таки перед нами исторический детектив, от архетипов никуда не деться. Но обо всё по порядку.
Нью-Йорк, 1896 год. На вершине Бруклинского моста обнаружен изуродованный труп мальчика, переодетого в женское платье. Помимо полиции, этим делом очень интересуется некий Ласло Крайцлер (Даниэль Брюль) — немец, психолог-алиенист. В те времена считалось, что люди, страдающие психическими расстройствами, отчуждены от своей настоящей сущности, поэтому специалистов, изучающих их, называли алиенистами. У Крайцлера есть дом с прислугой в шикарном районе и собственная сеть осведомителей (вообще ничего не напоминает), благодаря которым он оперативно узнает о происшествии на мосту, куда немедленно отправляет хорошего друга по имени Джон Мур (Люк Эванс). Мур работает иллюстратором в «Нью-Йорк Таймс», и его задачей становится запечатлеть для Крайцлера как можно больше деталей с места преступления. Там он столкнётся с комиссаром местной полиции — внезапно Тедди Рузвельтом. Тем самым Тедди Рузвельтом. Который, разумеется, не в восторге от вмешательства алиениста, и разумеется, вынужден сотрудничать с Крайцлером, поскольку тот всегда на шаг впереди полиции и знает больше, чем рассказывает. И уж точно нет никаких сомнений, что новое убийство не заставит себя долго ждать. Так начнется охота на неуловимого маньяка, скрывающегося в самых мрачных трущобах Нью-Йорка.
Собственно, завязка у «Алиениста» не то чтобы особо интригующая: опять убийства детей, опять недалекие и коррумпированные полицейские, вставляющие палки в колеса главным героям: эксцентричному детективу и его человечному напарнику. Ласло Крайцлер — классический гений с сомнительными представлениями о морали: говорит, что думает, ни во что не ставит окружающих и нередко переходит все границы дозволенного. Будучи психологом, однако, совершенно не способен к эмпатии: его больше заботят извращенные умы убийц, чем задетые чувства близких. Интерес вызывает разве что склонность Крайцлера окружать себя людьми с патологиями (горничная сожгла собственного отца, а кучер насмерть забил человека) и общий подход к расследованию: алиенист не детектив, поэтому поиски маньяка строит с точки зрения психологии, а не логики. Иногда кажется, что ему не столько важно поймать психопата, сколько понять его. При таком раскладе стандартное «чтобы найти монстра, нужно самому стать монстром» начинает звучать чуть более зловеще. Ведущую роль в американском сериале доверили актёру-экспату, и Брюль справляется с такой ответственной задачей на ура: играет по всем канонам жанра, но в харизме ему не отказать.
Ватсон местного разлива — Джон (!) Мур, благородный, добрый и чуткий. В его обязанности входит ужасаться на месте преступления и извиняться за поведение Ласло. Но если медицинские знания Ватсона делали его полезным в расследованиях, то Муру предложить особо нечего: он всего лишь художник, и Ласло частенько напоминает другу об этом. Джон ходит лечить тоску в бордели и совершает не слишком умные поступки (которые нередко двигают сюжет). Аристократичному британцу Люку Эвансу образ простоватого недотепы неожиданно оказался к лицу, так что тандем главных героев получился весьма колоритным.
Разбавлять мужскую компанию (и заодно отдавать дань феминистическому движению) приходится Дакоте Фаннинг. Актриса последние годы всячески доказывает, что выросла из амплуа милой маленькой девочки, и роль Сары Говард, первой женщины-полицейского, подходит для этого как нельзя лучше — казалось бы. Но то ли Фаннинг с возрастом растеряла часть своего обаяния, то ли персонаж получился слишком уж функциональным (Сара добывает для Ласло информацию в полицейском участке Рузвельта), но ничем примечательным эта роль не запомнилась. Даже зачатки любовного конфликта с участием главных героев пока не впечатлили.
Сара не единственный функциональный персонаж в «Алиенисте». Ещё есть парочка судмедэкспертов-евреев, практикующих нетрадиционные методики работы (вроде снятия отпечатков пальцев). Ласло (и истории в целом) они нужны только для того, чтобы исследовать трупы: что ж, вон Шерлок Холмс всё делал сам и ничего, справлялся.
В результате мы получаем не дуэт и даже не трио, а целую команду следователей-любителей — и это я ещё не беру в расчет будущего президента Рузвельта. А каждого героя нужно раскрыть, что означает ответвления от основного сюжета: и если прошлое Крайцлера грамотно достраивает главную интригу, то об остальных это сказать сложно. Создается впечатление, что «Алиенисту» было бы комфортнее в рамках полнометражного фильма, а не сериала (тем более, что актеры тут вполне киношные). Шерлоковский формат «одна серия — одно дело» тоже представляется более выигрышным: особенно, учитывая тот факт, что роман-первоисточник входит в целый детективный цикл «Ласло Крайцлер». Но мы получили то, что получили.
К истории с психопатом-извращенцем, калечащим детей (тоже, кстати, не совсем, кхм, обычных), у меня вопросов нет: личность убийцы, которую авторы фрагментарно представляют зрителям, завораживает — такого эффекта я и впрямь не помню со времен первого сезона «Настоящего детектива». Качество постановки — безукоризненно: общая атмосфера мегаполиса того времени в «Алиенисте» почти освязаема: мрак, сырость, вонь, крысы. В таланте основных актеров сомневаться тоже не приходится. Но после бодрого пилота сериал слишком уж быстро теряет всю свою прыть, так что второй и третий эпизоды оставляют зрителя в легком недоумении. Возможно, создатели попросту недооценили потенциал этой истории — вернее, выбрали не лучший способ его раскрыть. В любом случае фанатам классических детективов сериал понравится, хотя амбиций у «Алиениста», очевидно, было намного больше.