На страницах ведущих информационных Интернет-ресурсов появилась очередная версия о причинах гибели туристов группы Дятлова. Автор заявляет, что в смерти ребят были виновны местные жители – манси. К данному умозаключению он пришел после изучения фотоснимков, сделанных дятловцами во время похода. Несмотря на тот факт, что признать объективной данную версию весьма сложно, так как она основывается лишь на субъективном мнении автора, многие ведущие СМИ поспешили сообщить о том, что одна из главных тайн в новейшей истории – раскрыта…
Автором версии является небезызвестный житель Нижнего Тагила, радиолюбитель Валентин Дегетерев. В последние пару лет он стал настоящей «звездой» в региональных СМИ, регулярно цитирующих его блог, в котором он публикует громкие «разоблачения» под сенсационными заголовками. К примеру, недавно Валентин уже сообщал, что нашел на Северном Урале базу НЛО, раскрыл тайну убийства Д. Кеннеди, отыскал на спутниковых снимках Атлантиду и разглядел на Луне базу пришельцев. Регулярной темой для предмета его расследований стала загадочная история о гибели дятловцев. Я не стремлюсь раскритиковать теории, опубликованные в блоге Дегтерева, пускай каждый сам сделает собственные выводы. Моей задачей станет оценка доводов, которые приводит автор в качестве обоснования версии о причинах гибели туристов.
Суть очередного разоблачения сводится к тому, что туристы стали жертвами неких шаманов-отшельников из числа манси, исповедующих некий радикальный культ. Несмотря на то, что версия о причастности манси к событиям на перевале была отвергнута еще на стадии следствия, автор утверждает, что нашел неоспоримые доказательства вины северного народа.
В качестве обоснования своей теории Валентин Дегтерев сообщает, что поход дятловцев носил совершенно иные цели, нежели банальный туризм. К этому умозаключению он пришел исходя из раскладки туристического снаряжения, в состав которого входило двадцать ампул противостолбнячной сыворотки. Автор посчитал, что истинной целью туристической группы стали мансийские святилища, укрытые в пещерах где-то в районе горы Холатчахль. Кстати, о том, что причиной смерти группы Дятлова стали «разборки» с местными жителями, решившими отомстить туристам за разорение их святилища, несколько лет назад писала «Комсомолка», опубликовавшая интервью с жителем Свердловской области, которому эту историю рассказал знакомый манси. Несмотря на рассказ с кучей интересных нюансов и элементами экшена, ни каких подтверждений правдивости данной истории исследователям обнаружить не удалось. И вот Дегтерев решил, что стандартная противостолбнячная сыворотка это и есть «ключ» к дальнейшему развитию драматического сюжета, так как Дятлов изначально знал, что предстоит спуск в пещеры, где он может (?) пораниться и чтобы не подхватить столбняк заранее запасся медикаментами. А еще именно поэтому в группе Дятлова оказался Семен Золотарев – ветеран ВОВ, бывший военный разведчик (по некоторым сведениям). Якобы Игорь пригласил его с целью оказания силовой поддержки, на случай ЧП, к тому же человек с подобным опытом лишним не будет. Достаточно странное утверждение, если учесть, что сыворотку брали все туристы уходящие «в дальняк», а Золоторева и вовсе посватали в группу за несколько дней до выхода на маршрут…
В качестве документальных подтверждений Дегтерев приводит несколько фотоснимков из архива группы Дятлова. После гибели туристов все пленки попали в руки к следствию, были проявлены и приобщены к материалам расследования. В наше время весь архив фотоматериалов оказался в сети, так что каждый желающий может с ними ознакомиться. Одним из таких желающих оказался автор анализируемого нами расследования. Помимо фотографий, в сети опубликованы скан-копии страниц дневников погибших туристов, которые они вели походу своего путешествия, которые также были приобщены к процессу расследования проводимого блогером.
В качестве подтверждения того, что мансийские охотники тайно преследовали группу туристов, автор приводит цитаты из дневника Колмогоровой. В тексте записей говорилось о том, что девушка была поражена обнаруженными на пути следования группы таинственными знаками, оставленных мансийскими охотниками. Исследователи гибели группы уже давно определили, что данные символы относятся к родовому знаку или как их еще называют – тамга. Суть данных символов относилась к разграничению между охотничьими угодьями семей, проживавших в местных окрестностях.
На некоторых из фотографий можно увидеть эти самые знаки, на фоне которых сфотографировались туристы. Изучив данные снимки, автор пришел к выводу, что за туристами тайно велась слежка. К примеру, на одном из них он разглядел укрывшегося в зарослях манси, а на другом группу из пяти преследователей.
Но если брать в расчет экспозицию кадра, с учетом масштаба и оптического искажения, то становится очевидным, что не заметить преследователей было бы весьма сложно. Среди артефактов на каждой из подобных фотографий, которые обнаружил Дегтерев, можно было бы разглядеть кого угодно – все зависит от степени фантазии.
Аналогичным образом была проанализирована фотография скальной гряды, запечатленная Юрием Кривонищенко в качестве пейзажного фотоснимка.
В процессе анализа исследователь прибегнул к редактированию фотографии с помощью специальных программ – пытался устранить дефекты и подтянуть контрастность, а в итоге получил изображение, на котором четко виден рисунок, напоминающий огромную скальную писаницу.
Если сравнить отредактированный снимок с оригиналом, то становится очевидным, что фотография была слишком хорошо отредактирована, до такой степени, что на ней проявился объект, который на оригинальном кадре и вовсе отсутствует. К тому же о данной скале с огромным рисунком пляшущего человека нет ни единого упоминания: ни в дневниках, ни в воспоминаниях спасателей, ни в описании других туристов часто посещавших данный район. Так что на фотографии могло показаться неким рисунком в реальности является оптическим эффектом – игрой тени на скальном рельефе, запечатленным на фотографии. Стоит заметить, что данный топоним не мог не остаться без внимания ввиду своей исключительности. Также в версии рассказывается о том, что именно близ данной скалы находилось культовое мансийское место, которое было разграблено и в результате чего, в погоню за туристами отправились «пять шаманов», которые настигли туристов на склоне Оттортена и безжалостно расправились с поборниками древней святыни.
О «пяти шаманах» автор версии упомянул, опираясь на материалы опросов свидетелей. Действительно, в материалах дела есть упоминание о том, что некий Горбушин слышал от манси по фамилии Куриков о том, что туристов могли убить некие шаманы-отшельники, проживающие в тех краях. Причиной их агрессии стала попытка туристов взойти на священную гору. При этом из материалов допроса мансийского охотника Курикова следует, что он никогда ничего подобного не говорил и ни о каких отшельниках-шаманах не знает. Данные показания были подтверждены другими Манси, а некоторые и вовсе рассказали, что на месте гибели группы не было никакого Молебного камня, за осквернение которого могла последовать столь жесткая реакция. Однако автор не приводит в качестве дополнения к контексту допроса другие показания, лишь обвиняя Курикова во лжи, впрочем, иначе и быть не могло, так как в противном случае версия бы рассыпалась.
Подводя итог, можно утверждать, что данная версия не является объективным заключением по факту гибели туристов. Все приведенные доводы относятся к результату субъективной оценки автора, нежели к конкретным фактам, в связи с чем позиционировать данные размышления в качестве окончательной точки в деле о гибели туристов – нельзя.
Версия о гибели туристов от рук шаманов манси опубликована в блоге В.Дегтерева:
https://cont.ws/@valentindeg
ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»