В преддверии дня науки "Левада-Центр" провел опрос более 1,5 тысячи человек теме научной грамотности и псевдонауки. Для измерения уровня научной грамотности использовался метод тестирования. Людям предлагалось ответить "верно" или "ложно" на следующие вопросы:
- Электрон меньше, чем атом?
- Вся радиация создана человеком?
- Пол ребенка определяют гены отца?
- Лазер работает, фокусируя звуковые волны?
- Антибиотики убивают не только бактерии, но и вирусы?
- Континенты, на которых мы живем, движутся уже миллионы лет и будут продолжать двигаться в будущем?
- Обычные растения – картофель, помидоры и т.п. – не содержат генов, а генетическимодифицированные растения – содержат?
Результаты условно можно сопоставить с уровнем научной грамотности и базовыми знаниями полученных в школе, а также разделить на:
- "высокий" уровень, что соответствует 6-7 правильным ответам;
- "средний" уровень, что соответствует 4-5 правильным ответам;
- "низкий" уровень, что соответствует 0-3 правильным ответам.
На все вопросы правильно ответили лишь 2.3% респондентов, еще 7.2% дали правильные ответы на 6 тестов. В итоге, "высокий" уровень продемонстрировали 9.5% , "средний" - 30.5%, "низкий" - 59.9%.
Если сравнивать с 2009 годом, когда "высокий" уровень продемонстрировали 6.7%, "средний" - 28.0% , "низкий" - 65.2%, то можно отметить, что в 2018 году, уровень научной грамотности повысился.
При сравнении с другими государствами, в которых проводилось подобное тестирование, россияне отличились лишь хорошим знанием строения атома – 4-е место из 40 стран. Однако по остальным вопросам картина печальная: по знанию действия антибиотиков – 24-е место, природы лазерных лучей – 27-е, теории радиоактивности – 28-е, теории континентального дрейфа – 34-е, генетики человека – 39-е.
Конечно, это исследование нельзя принимать для объективной оценки уровня научной грамотности в РФ, скорее повод обратить на систему образования и науки чиновникам, а также населению. Вместе, с этим можно отметить, что государство усложняет работу педагогов и ученых, обременяя их бумажной волокитой, а резонные возмущения оставляет без ответа.
"Выстроенная нашими реформаторами система управления образованием, как всё полнее выясняется, плохо совместима с самим образованием (как, впрочем, и с наукой). Эта сверхзарегулированность, этот принципиальный отказ от содержательных и качественных критериев в пользу механической цифири — в такой атмосфере живому человеку и дышать-то нелегко, не то что учить или учиться."*
Недавно на "Форуме действий" Общероссийского народного фронта, прошедшем под названием "Россия устремлённая в будущее" были рассмотрены вопросы образования и эксперты из множества регионов высказали свои соображения по теме, обсудили их и приняли заключительный документ, который затерялся, где-то в недрах министерства образования. Основные их идеи заключаются в жёсткой критике курса, проводимого Минобром уже много лет и требовании его скорейшей смены.
В это же время, Президент РФ отмечает, что сегодня конкурентоспособность страны, ее экономика и социальная сфера во многом зависят от научного прогресса и внедрения современных технологий и заявляет о необходимости формировать инновационную среду для развития перспективных научных проектов и совершенствовать систему образования.
Сопоставляя слова Президента и мнения ученых с преподавателями, возникают противоречия, которые говорят, об отсутствии конструктивного диалога между властью и научным сообществом.
* цитата из журнала "Эксперт" №3.
Подписывайся, чтобы быть в курсе.