Индустриальные руины уже не выглядят так мрачно, когда десяток лучей фонариков заставляют их сверкать, как новогоднюю елку. Однако опасность провалиться в яму, споткнуться или порезаться все так же остается. Остроты ощущений придает еще полулегальность происходящего — всегда есть вероятность привлечь внимание патрульных. О живом квесте на ночных улицах города подробнее в нашей статье.
В поисках того, что скрывается в темных уголках ночного города.
У многих такое название может вызывать определенные ассоциации. Сразу вспоминаются творчество Сергея Лукьяненко, «Игра престолов» или картина Рембрандта «Ночной дозор». Этот «Дозор» тоже ночной, таинственность и некоторый сюрреализм происходящего все же присутствуют. «В действительности все не так, как на самом деле».
Фонарик — главное оружие дозорного
На автостоянке поздним вечером собралась группа из пары десятков людей. Большинству на вид от 20 до 35 лет, некоторые из них одеты в камуфляж, кто-то просто в походной одежде. Со стороны может показаться, что компания друзей собирается провести выходные на природе, с шашлыками и палатками. Они проверяют снаряжение, шутят и обсуждают предстоящую ночь, во время которой им придется испытать свою выносливость, внимательность и ловкость, а также остроту ума.
Время идет, количество людей на стоянке увеличивается, а подступающий ночной холод усиливается. Кто-то пьет кофе, кто-то переминается с ноги на ногу в ожидании старта. От собравшихся отделяется небольшая группа ветеранов «Дозора», которые взяли на себя роль авторов, организаторов и судей сегодняшнего приключения. Они просят всех подойти ближе для проведения инструктажа. Тематика игры будет в основном посвящена девяностым и нашему детству.
Во время инструктажа
Поскольку многие игроки сегодня участвуют в первый раз, организаторы стараются объяснять подробнее, но на лицах многих новичков пока что застыло полное непонимание того, что тут, собственно, происходит. «Это нормально, — успокаивают их старожилы. — Разберетесь по ходу действия».
Вкратце смысл игры таков: участники получают через специальный сайт задание —загадку, ребус или шифр. Когда они дают правильный ответ, им присылают координаты и фотографии локации, на которой спрятаны коды для разблокировки следующего уровня игры. Чем быстрее команда отгадывает, приезжает на локацию и находит коды, тем больше шансов на победу. Игроки делятся на «полевых» и «штабных». «Полевые» работают на местности, а задачей «штаба» является поиск ответов на загадки. Впрочем, их не возбраняется решать всем вместе. Тему игры, декорации и локации заранее придумывают и готовят организаторы. Команда распределяется по машинам или «экипажам» и постоянно контактирует друг с другом.
Состав ведущего экипажа
Александр Сапронов — капитан команды, ее ум, честь и совесть. Имеет хороший опыт. Превосходный водитель. Умеет принимать мудрые решения и способен заставить команду работать как единый организм.
Антон Шаломаев —один из самых бывалых участников команды. В «Дозоре» он участвует в четвертый раз и также увлекается страйкболом, поэтому ему, пожалуй, нет равных в выносливости и остром глазе. Является заместителем капитана и помогает Александру в руководстве.
Вета Леонтьева— опытная «дозорная». Благодаря гибкому и пытливому уму с легкостью находит решения задач, которые не под силу другим игрокам. Любит выступать как в качестве начальника штаба, так и в роли «полевого».
«Если ни у кого нет вопросов, тогда удачной игры и берегите себя», — говорит инструктор. Команды рассаживаются по автомобилям и достают смартфоны. Первая загадка представляет собой картинку с таинственными иероглифами и изображением Луны. В машине становится тихо, можно слышать только звук постукивающих по экранам пальцев. С виртуозной скоростью Вета переключается между приложениями в поисках правильного решения. «Это шрифт Муна», — заключает она. Теперь остается только перевести. «Ужас, летящий на крыльях ночи», — гласит перевод шифрованной фразы. Конечно же, речь идет о знаменитом герое мультфильмов — Черном плаще! Это и был правильный ответ. Фото объекта – в памяти смартфона, координаты – в навигаторе. Капитан резко жмет на газ, и старенькая «Ауди» срывается с места.
Фото локации с кодами: на переднем плане бетонный пулеметный колпак
Ночная Москва хороша тем, что в это время практически не бывает пробок. И хотя в половине двенадцатого дороги не совсем пусты, заторов уже нет. Координаты привели в парк у Головинских прудов на севере Москвы. Едва машина остановилась, «дозорные» бегом направились к указанному месту. В поисках заветных кодов нужно обшарить каждый сантиметр всего, что представлено на фото. Задается только индекс высоты, то есть нет нужды, к примеру, забираться на столбы, если это не прописано в индексе.
Код может быть написан где угодно: вокруг, снаружи или внутри колпака.
Впрочем, задачу это ничуть не упрощает. Надписи довольно маленькие, а слабое освещение делает их поиск весьма затруднительным. Вшестером ребята осмотрели каждый кирпичик тротуара, фонарные столбы, лавочки, заглянули в ротонду и долго сидели внутри пулеметного колпака, медленно и сосредоточенно водя фонариком. На такой локации может быть порядка десяти кодов. Когда участник находит код, тут же вводит его в специальную графу на сайте.
«По коням!» — командует Александр, когда введен последний код. Дозорные снова бегом направляются к машинам. На счету каждая минута. Спустя некоторое время они уже расселись и согревают замерзшие руки. Их ждала отличная новость: пока «полевые» возвращались с объекта, штаб оперативно решил загадку второго этапа, так что оставалось лишь ввести новые координаты.
Объект номер два находился на Пакгаузном шоссе и представлял из себя заброшенный склад неподалеку от парка. Мрачное здание, куда мало кто рискнет лезть в одиночку.
Вход в локацию номер два
Повсюду ржавая арматура, гнилые доски, битое стекло и другой мусор. Здесь нужно соблюдать крайнюю осторожность. В отличие от парка, из источников света остается только ручной фонарик, а помещение очень большое.
Сейчас индустриальные руины уже не выглядят так мрачно, когда десяток лучей фонариков заставляют их сверкать, как новогоднюю елку. Однако опасность провалиться в яму, споткнуться или порезаться все так же остается. Остроты ощущений придает еще полулегальность происходящего — всегда есть вероятность привлечь внимание патрульных.
Интерьер
«Обычно серьезных проблем с полицией не бывает, — рассказывает Наталья, организатор игры и автор сценария. — Бывает, приезжают, видят, что тут не наркоманы собрались, не пьянка какая. Максимум документы у всех проверят и уезжают. А вот травмы случаются, иногда даже серьезные. Но в основном по неосторожности самого игрока, когда залезают чересчур высоко, суются в электрощитки или просто под ноги не смотрят».
Иногда скрытое можно рассмотреть лишь свысока
Эту локацию игроки обследовали дольше всего. Закончив со складом, они переместились в соседнее здание и продолжили поиски там. Когда набор кодов был собран, команда поспешила в следующую точку — на улицу Ивана Сусанина, где их ждало новое задание.
Схема нахождения локации с пояснениями
Чтобы попасть сюда, нужно было пролезть под закрытыми воротами на территорию больницы и проследовать к ее недостроенному корпусу.
На месте ребят ждали агенты организаторов. Прямо на полу недостроенного здания в мангале потрескивали дрова, даря приятное тепло голым холодным стенам.
Играть предстояло в некоторое подобие лазертага — часть команды против отряда агентов. В случае успеха игроки получают бонусы. Взяв оружие, бойцы умчались в темные лабиринты здания.
Пока одни добывали бонусы на «войне», оставшиеся «в тылу» принялись за их добычу в интернете. Помимо основных загадок, игрокам предлагают поломать голову над дополнительными, за которые также можно набрать немного призового времени.
Решение бонусных заданий
После лазертага было дополнительное испытание на меткость. Очень пригодился армейский и страйкбольный опыт Антона. Его твердая рука без промаха поразила все мишени из пневматического пистолета, и команда получила еще несколько призовых минут.
Следующим заданием стало выследить и поймать «покемона» Пикачу с помощью навигатора, что оказалось сложнее, чем представляли себе игроки. Хитрый зверь всячески скрывался и путал систему слежения, кроме того, по невыясненным причинам начал тормозить интернет. След привел команду в район Октябрьского поля. Дозорные настигли «покемона», когда тот скрывался во дворах по улице Маршала Конева.
Пикачу (справа) пойман и конвоируется в точку сбора
Штаб вновь сработал отлично и нашел решение очередной задачи, пока шла охота на «покемона». Новые координаты вели аж в Красногорск, куда и направились наши дозорные. Огромное пустующее здание в нескольких километрах от Павшинской поймы было финишной точкой игры. Огромный зал в глубине здания предстояло обшарить для сбора последних кодов, закрывающих финальный этап, после чего игрокам предложили ненадолго вернуться в детство: поиграть с сотками и пострелять из рогаток. Также всех угостили поджаренными на углях сосисками и пепси.
Игра «сотка» пользовалась популярностью у детей в девяностые
Команда показала отличный результат и около трех часов ночи официально завершила игру. Итог – первое место в лиге. Никто из участников не пожалел о проведенном вечере, но усталость явно дала о себе знать. В отличном настроении дозорные стали разъезжаться, а организаторы остались в здании ждать следующую команду.
Команда победителей
«Дозор» существует в России уже порядка двадцати лет. И хотя, по сути, это квест, он существенно отличается от «комнатных» квестов. Игры проходят по ночам, длятся несколько часов и требуют от участников хорошей физической формы, ведь приходится много бегать и пробираться в труднодоступные места. Техника безопасности основана на пояснениях к локациям и индексу высоты, но всегда остается на совести игрока. Организаторы не несут ответственности за полученные повреждения. Единственное строгое правило «Дозора» — запрет на употребление спиртного до и во время игры. И это логично: лазание по заброшенным местам в нетрезвом виде куда опаснее, к тому же могут возникнуть осложнения в случае встречи с полицией. Немаловажно то, что команды «Дозора», как правило, являются сплоченными, сыгранными и дружными сообществами, которые должны уметь понимать друг друга с полуслова. Сейчас связь во время игры между командами и организаторами осуществляется по интернету, но в былые времена игрокам приходилось пользоваться обыкновенной картой и телефоном. Учитывая темп и некоторую экстремальность игры, в «Дозоре» редко встречаются игроки старше 40 лет. Однако для молодых это прекрасная возможность поддержать тело и разум в тонусе.
Медаль за первое место
Также, в отличие от квестов, «Дозор» не является коммерческим проектом, и зачастую игры организовывают участники-энтузиасты, которые пишут сценарий и финансируют игру за свой счет. Многие команды организовывают «капитанские фонды», куда каждый участник вносит посильную сумму. Эти средства тратятся на покупку оборудования, бензина и другие нужды команды.
Здесь всегда и всем рады. Любому новичку помогут освоиться и объяснят, что к чему. Сперва правила «Дозора» кажутся очень сложными и запутанными, но на самом деле разобраться во всех его тонкостях не так уж трудно, было бы желание. А оно появляется довольно быстро. Игра обладает каким-то поистине мистическим магнетизмом и оставляет настолько сильное впечатление, что его хочется пережить снова.
Автор и фотограф: Алексей КУЗНЕЦОВ