Найти тему
goodbye-office

"Дозор". Урбанистический квест по ночной Москве.

Индустриальные руины уже не выглядят так мрачно, когда десяток лучей фонариков заставляют их сверкать, как новогоднюю елку. Однако опасность провалиться в яму, споткнуться или порезаться все так же остается. Остроты ощущений придает еще полулегальность происходящего — всегда есть вероятность привлечь внимание патрульных. О живом квесте на ночных улицах города подробнее в нашей статье.

В поисках того, что скрывается в темных уголках ночного города.

-2

У многих такое название может вызывать определенные ассоциации. Сразу вспоминаются творчество Сергея Лукьяненко, «Игра престолов» или картина Рембрандта «Ночной дозор». Этот «Дозор» тоже ночной, таинственность и некоторый сюрреализм происходящего все же присутствуют. «В действительности все не так, как на самом деле».

Фонарик главное оружие дозорного

-3

На автостоянке поздним вечером собралась группа из пары десятков людей. Большинству на вид от 20 до 35 лет, некоторые из них одеты в камуфляж, кто-то просто в походной одежде. Со стороны может показаться, что компания друзей собирается провести выходные на природе, с шашлыками и палатками. Они проверяют снаряжение, шутят и обсуждают предстоящую ночь, во время которой им придется испытать свою выносливость, внимательность и ловкость, а также остроту ума.

Время идет, количество людей на стоянке увеличивается, а подступающий ночной холод усиливается. Кто-то пьет кофе, кто-то переминается с ноги на ногу в ожидании старта. От собравшихся отделяется небольшая группа ветеранов «Дозора», которые взяли на себя роль авторов, организаторов и судей сегодняшнего приключения. Они просят всех подойти ближе для проведения инструктажа. Тематика игры будет в основном посвящена девяностым и нашему детству.

Во время инструктажа

-4

Поскольку многие игроки сегодня участвуют в первый раз, организаторы стараются объяснять подробнее, но на лицах многих новичков пока что застыло полное непонимание того, что тут, собственно, происходит. «Это нормально, успокаивают их старожилы. Разберетесь по ходу действия».

Вкратце смысл игры таков: участники получают через специальный сайт задание —загадку, ребус или шифр. Когда они дают правильный ответ, им присылают координаты и фотографии локации, на которой спрятаны коды для разблокировки следующего уровня игры. Чем быстрее команда отгадывает, приезжает на локацию и находит коды, тем больше шансов на победу. Игроки делятся на «полевых» и «штабных». «Полевые» работают на местности, а задачей «штаба» является поиск ответов на загадки. Впрочем, их не возбраняется решать всем вместе. Тему игры, декорации и локации заранее придумывают и готовят организаторы. Команда распределяется по машинам или «экипажам» и постоянно контактирует друг с другом.

Состав ведущего экипажа

-5

Александр Сапронов — капитан команды, ее ум, честь и совесть. Имеет хороший опыт. Превосходный водитель. Умеет принимать мудрые решения и способен заставить команду работать как единый организм.

-6

Антон Шаломаев —один из самых бывалых участников команды. В «Дозоре» он участвует в четвертый раз и также увлекается страйкболом, поэтому ему, пожалуй, нет равных в выносливости и остром глазе. Является заместителем капитана и помогает Александру в руководстве.

-7

Вета Леонтьева— опытная «дозорная». Благодаря гибкому и пытливому уму с легкостью находит решения задач, которые не под силу другим игрокам. Любит выступать как в качестве начальника штаба, так и в роли «полевого».

«Если ни у кого нет вопросов, тогда удачной игры и берегите себя», — говорит инструктор. Команды рассаживаются по автомобилям и достают смартфоны. Первая загадка представляет собой картинку с таинственными иероглифами и изображением Луны. В машине становится тихо, можно слышать только звук постукивающих по экранам пальцев. С виртуозной скоростью Вета переключается между приложениями в поисках правильного решения. «Это шрифт Муна», — заключает она. Теперь остается только перевести. «Ужас, летящий на крыльях ночи», — гласит перевод шифрованной фразы. Конечно же, речь идет о знаменитом герое мультфильмов — Черном плаще! Это и был правильный ответ. Фото объекта – в памяти смартфона, координаты – в навигаторе. Капитан резко жмет на газ, и старенькая «Ауди» срывается с места.

Фото локации с кодами: на переднем плане бетонный пулеметный колпак

-8

Ночная Москва хороша тем, что в это время практически не бывает пробок. И хотя в половине двенадцатого дороги не совсем пусты, заторов уже нет. Координаты привели в парк у Головинских прудов на севере Москвы. Едва машина остановилась, «дозорные» бегом направились к указанному месту. В поисках заветных кодов нужно обшарить каждый сантиметр всего, что представлено на фото. Задается только индекс высоты, то есть нет нужды, к примеру, забираться на столбы, если это не прописано в индексе.

Код может быть написан где угодно: вокруг, снаружи или внутри колпака.

-9

Впрочем, задачу это ничуть не упрощает. Надписи довольно маленькие, а слабое освещение делает их поиск весьма затруднительным. Вшестером ребята осмотрели каждый кирпичик тротуара, фонарные столбы, лавочки, заглянули в ротонду и долго сидели внутри пулеметного колпака, медленно и сосредоточенно водя фонариком. На такой локации может быть порядка десяти кодов. Когда участник находит код, тут же вводит его в специальную графу на сайте.

«По коням!» — командует Александр, когда введен последний код. Дозорные снова бегом направляются к машинам. На счету каждая минута. Спустя некоторое время они уже расселись и согревают замерзшие руки. Их ждала отличная новость: пока «полевые» возвращались с объекта, штаб оперативно решил загадку второго этапа, так что оставалось лишь ввести новые координаты.

Объект номер два находился на Пакгаузном шоссе и представлял из себя заброшенный склад неподалеку от парка. Мрачное здание, куда мало кто рискнет лезть в одиночку.

Вход в локацию номер два

-10

Повсюду ржавая арматура, гнилые доски, битое стекло и другой мусор. Здесь нужно соблюдать крайнюю осторожность. В отличие от парка, из источников света остается только ручной фонарик, а помещение очень большое.

-11

Сейчас индустриальные руины уже не выглядят так мрачно, когда десяток лучей фонариков заставляют их сверкать, как новогоднюю елку. Однако опасность провалиться в яму, споткнуться или порезаться все так же остается. Остроты ощущений придает еще полулегальность происходящего — всегда есть вероятность привлечь внимание патрульных.

-12

Интерьер

-13

«Обычно серьезных проблем с полицией не бывает, — рассказывает Наталья, организатор игры и автор сценария. — Бывает, приезжают, видят, что тут не наркоманы собрались, не пьянка какая. Максимум документы у всех проверят и уезжают. А вот травмы случаются, иногда даже серьезные. Но в основном по неосторожности самого игрока, когда залезают чересчур высоко, суются в электрощитки или просто под ноги не смотрят».

Иногда скрытое можно рассмотреть лишь свысока

Эту локацию игроки обследовали дольше всего. Закончив со складом, они переместились в соседнее здание и продолжили поиски там. Когда набор кодов был собран, команда поспешила в следующую точку — на улицу Ивана Сусанина, где их ждало новое задание.

Схема нахождения локации с пояснениями

-14

Чтобы попасть сюда, нужно было пролезть под закрытыми воротами на территорию больницы и проследовать к ее недостроенному корпусу.

На месте ребят ждали агенты организаторов. Прямо на полу недостроенного здания в мангале потрескивали дрова, даря приятное тепло голым холодным стенам.

Играть предстояло в некоторое подобие лазертага — часть команды против отряда агентов. В случае успеха игроки получают бонусы. Взяв оружие, бойцы умчались в темные лабиринты здания.

Пока одни добывали бонусы на «войне», оставшиеся «в тылу» принялись за их добычу в интернете. Помимо основных загадок, игрокам предлагают поломать голову над дополнительными, за которые также можно набрать немного призового времени.

Решение бонусных заданий

После лазертага было дополнительное испытание на меткость. Очень пригодился армейский и страйкбольный опыт Антона. Его твердая рука без промаха поразила все мишени из пневматического пистолета, и команда получила еще несколько призовых минут.

Следующим заданием стало выследить и поймать «покемона» Пикачу с помощью навигатора, что оказалось сложнее, чем представляли себе игроки. Хитрый зверь всячески скрывался и путал систему слежения, кроме того, по невыясненным причинам начал тормозить интернет. След привел команду в район Октябрьского поля. Дозорные настигли «покемона», когда тот скрывался во дворах по улице Маршала Конева.

Пикачу (справа) пойман и конвоируется в точку сбора

Штаб вновь сработал отлично и нашел решение очередной задачи, пока шла охота на «покемона». Новые координаты вели аж в Красногорск, куда и направились наши дозорные. Огромное пустующее здание в нескольких километрах от Павшинской поймы было финишной точкой игры. Огромный зал в глубине здания предстояло обшарить для сбора последних кодов, закрывающих финальный этап, после чего игрокам предложили ненадолго вернуться в детство: поиграть с сотками и пострелять из рогаток. Также всех угостили поджаренными на углях сосисками и пепси.

Игра «сотка» пользовалась популярностью у детей в девяностые

Команда показала отличный результат и около трех часов ночи официально завершила игру. Итог – первое место в лиге. Никто из участников не пожалел о проведенном вечере, но усталость явно дала о себе знать. В отличном настроении дозорные стали разъезжаться, а организаторы остались в здании ждать следующую команду.

Команда победителей

«Дозор» существует в России уже порядка двадцати лет. И хотя, по сути, это квест, он существенно отличается от «комнатных» квестов. Игры проходят по ночам, длятся несколько часов и требуют от участников хорошей физической формы, ведь приходится много бегать и пробираться в труднодоступные места. Техника безопасности основана на пояснениях к локациям и индексу высоты, но всегда остается на совести игрока. Организаторы не несут ответственности за полученные повреждения. Единственное строгое правило «Дозора» — запрет на употребление спиртного до и во время игры. И это логично: лазание по заброшенным местам в нетрезвом виде куда опаснее, к тому же могут возникнуть осложнения в случае встречи с полицией. Немаловажно то, что команды «Дозора», как правило, являются сплоченными, сыгранными и дружными сообществами, которые должны уметь понимать друг друга с полуслова. Сейчас связь во время игры между командами и организаторами осуществляется по интернету, но в былые времена игрокам приходилось пользоваться обыкновенной картой и телефоном. Учитывая темп и некоторую экстремальность игры, в «Дозоре» редко встречаются игроки старше 40 лет. Однако для молодых это прекрасная возможность поддержать тело и разум в тонусе.

Медаль за первое место

Также, в отличие от квестов, «Дозор» не является коммерческим проектом, и зачастую игры организовывают участники-энтузиасты, которые пишут сценарий и финансируют игру за свой счет. Многие команды организовывают «капитанские фонды», куда каждый участник вносит посильную сумму. Эти средства тратятся на покупку оборудования, бензина и другие нужды команды.

Здесь всегда и всем рады. Любому новичку помогут освоиться и объяснят, что к чему. Сперва правила «Дозора» кажутся очень сложными и запутанными, но на самом деле разобраться во всех его тонкостях не так уж трудно, было бы желание. А оно появляется довольно быстро. Игра обладает каким-то поистине мистическим магнетизмом и оставляет настолько сильное впечатление, что его хочется пережить снова.

Автор и фотографАлексей КУЗНЕЦОВ