Эпоха средневековья, длившаяся тысячелетие от падения Западной Римской Империи в 475 году н.э. до начала эпохи возрождения в XV-ом веке, известна феодальность в Европе и русскими княжествами. Для подавляющего большинства людей средневековье — это тёмные века: эпоха грязи, болезней, невежества и мракобесия, с подавляющим влиянием религии. О средневековье не думают, как о поре великих открытий, а скорее, как о времени застоя вплоть до деградации между просвещённой Античностью и всплеском Эпохи Возрождения. Ни о какой науке и речи быть не могло… или всё же могло?
Арабский Халифат
В V-ом веке н.э. из нелюдимых пустынь Аравийского Полуострова вышла новая религия – ислам. Сочетая в себе заимствования из Христианства, Иудаизма и совершенно новые идеи, религия быстро завоевала позицию центральной веры Ближнего Востока, потеснив Христианство и Зороастризм. Арабы – новый народ, объединённый исламом - за несколько десятилетий, изменили карту Ближнего Востока до неузнаваемости: Византия потеряла Египет, Палестину и Сирию, государство Сасанидов, главный соперник Византии и наследник старой Персии, было полностью поглощено государством арабов.
Успех новой культуры был очевиден: то время как в Европе царило время варварства, разрозненности, нищеты, большую часть юга (Испанию, Северную Африку, Ближний Восток, Египет) занимала относительно молодая народность арабов.
Их государство, именуемое Арабским Халифатом, с 661 года н.э. управлялось династией Омейядов. Однако в результате вооружённого переворота 750 года их правление, длившееся на протяжении 89 лет, подошло к концу: она была практически полностью уничтожена и заменена династией Аббасидов. Лишь небольшой осколок династии сбежал в Испанию, став Кордовским Халифатом.
Это было событие чрезвычайной важности для всего арабского мира. Пришла новая аристократия, занимающаяся более торговлей, чем войной и экспансией. Аббасиды прославились наиболее длительным периодом правления: с 750 н.э. по 1258 н.э. и поставили своей целью сохранение арабской культуры и возвращение к традициям ислама. Получилось ровно наоборот.
Багдад – новая столица культуры и торговли
Новая династия – новая столица: этому правилу последовали первые Аббасидские халифы, сместив центр власти с Сирии на восток, в Ирак. Там в долине реки Тигр, они выстроили новую столицу – Багдад, на перекрёстке многих торговых путей, где родились и исчезли многие империи. Успех города был удивителен по тем временам: уже через несколько десятилетий Багдад стал одним из торговых и культурных центров мира, а население за первый век существования выросло до цифры в миллион человек.
Своего расцвета новая столица Арабского Мира достигла во времена правления халифа Гаруна и его сына аль-Мамуна, пришедшееся на конец VIII – начало IX века. Двор Гаруна и является тем самым классическим «арабским двором», известным нам по сказкам «Тысячи и одной ночи». Славный своим материальным богатством, пышными празднествами и свадьбами с участием гарема и евнухов, он стал визитной карточкой востока. Халиф потворствовал творческой элите халифата – поэтам, музыкантам, архитекторам, мудрецам и шутам, которые стали в это время привычным явлением при его дворе.
Однако наиболее важным в контексте последующей истории науки стали деяния его сына аль-Мамуна, построившего Дом Мудрости.
Дом Мудрости
Аль-Мамун покровительствовал мудрецам и учёным и в 830 году построил в центре Багдада Дом Мудрости – место, одновременно и похожее на будущие европейские университеты, но и отличное ит них. Дом Мудрости был чем-то средним между академией и библиотекой. Здесь работали учёные умы того времени, совершая открытия, которые во многом предопределили будущее науки.
Однако в первую очередь это было место столкновения двух культур: западной и восточной. Дом Мудрости, как и сама интеллектуальная элита Арабского Халифата, выполняли очень важную для науки роль – обмен информацией между мудрецами, ранее существовавшими в двух отдельных мирах. С одной стороны, шло наследие Эллинистического Мира, с другой – Индии и Китая.
Мост между Западом и Востоком
Первый период развития средневековой арабской науки был подчинён переводам. Ещё в начале правления династии Аббасидов с санскрита на арабский были переведены индийские трактаты по астрономии и по математике. В арабскую культуру проникли индийские цифры – например, при создании алгебры арабский учёный Аль-Хорезми использовал именно индийские цифры. В 1140 году с переводом его учебника на латынь арабские цифры и новая наука проникли в Европу, а затем и по всему миру. Из Индии же в Арабский Халифат, а затем и в остальной мир проникли многие сказочные сюжеты про говорящих животных.
От Античной Греции, однако арабы получили в разы больше. Сирийский врач Хунайн перевёл медицинские и философские труды Галена и Гиппократа, Аристотеля и Платона с греческий на арабский. Звездочёт Сабит ибн Куна (836—901) взял на себя работы Евклида и Птолемея. Благодаря труду арабских переводчиков в распоряжении учёных Халифата оказалось практически всё научное и культурное наследие античности.
Показательно, что многие античные труды, используемые европейскими мыслителями Эпохи Возрождения, были на самом деле арабскими переводами оригинальных текстов. Ислам в это время фактически занял место соединительного звена между Азией и Восточной Европой, впитывая данные и наработки обеих частей света.
Но время переводов заканчивалось. Настало время создать что-то своё.
Законодатели медицины
В X-ом веке Арабский Халифат стал фактически центром мировой медицины. Основатель арабской медицины – Юнди Шапур создал первую в Багдаде больницу, а вскоре в провинциях по её образцу было выстроено ещё 30 больниц. Хунайн ибн Исхак написал первую книгу по офтальмологии. Ар-Рази – один из наиболее продуктивных мыслителей своего времени – написал 184 сочинения. Наиболее всего он знаменит как доктор и химик. Он первым описал клинические симптомы кори и оспы и написал книгу «Аль-хави», чей перевод на латинский стал одним из первых учебников по медицине в Европе.
Не менее продуктивным был Ибн Сина, чьей руке приписывается 99 работ. Будучи работником в библиотеке саманидского правителя, он к двадцати годам уже прочёл всё, что мог прочесть, и начал свою собственную медицинскую карьеру. Главной работой выдающегося ученого была книга «Аль-Канун», включавшая в себя практически всё знания по медицине того времени. Среди прочего книга включала описание туберкулёза как инфекцию и возможность передачи болезни по воде и по суше. Эта книга выдержала проверку временем и на протяжении многих веков оставалась лучшим учебником по медицине.
Создатели Алхимии
Одной из наиболее важных наук, изобретённых (а точнее заново изобретённых) арабами была алхимия. Основные цели алхимии были в сущности недостижимы. Таких целей было три. Первой и наиболее знаменитой было создание философского камня – уникального материала, при помощи которого можно было любой объект превращать в золото. Второй, менее известной, но столь же желанной целью было создание эликсира жизни, способного не только омолодить человека, но и даровать ему бессмертие. Третьей, как ни странно, было приобретение счастья.
Ради достижения недостижимого алхимики провели огромное количество экспериментов. Так и не получив желаемого, они смогли тем не менее открыть многие явления, которые впоследствии стали основой химии. Однако, не стоит называть алхимию прямым предком современной химии, поскольку в её основе лежали метафизические учения Аристотеля о четырёх элементах: воде, земле, огне и воздухе.
Самым известным арабским алхимиком был Джабир ибн Хайян, занимавшийся практическими экспериментами. В списке его побочных достижений, чью значимость оценили лишь много лет спустя были открытие кальцинации и редукции, а также улучшение методов плавление и кристаллизации. Все эти процессы ныне занимают центральное место в химии. Иным важнейшим алхимиком был уже знакомый нам ар-Рази, создавший множество химических инструментов и одну из первых теорий классификации химических веществ. Алкоголь, алембик, алкали (щелочь), сурьма – всё это слова, оставленные арабскими алхимиками.
Астрономы и математики
Важной для астрономии стала первая исламская обсерватория, выстроеная аль-Мамуном в Багдаде, потому что она позволила уточнить данные Птолемея, приведённые в «Альмагесте». Среди описанных явлений: длина солнечного года, дни весеннего и осеннего равноденствия. Была с большой точностью рассчитана длина земного градуса на меридиане. Арабские астрономы оставили после себя много астрономических терминов: Акраб, Альджеди, Альтаир. Арабские же математики оставили после себя такие понятия как алгебра, алгоритм, цифра, зеро.
Однако наиболее популярной в арабском мире всё же оставалась паранаука астрология, хотя, порой даже астрологи оставляли после себя научные открытия. Так астролог Абу Машар первым объяснил, почему происходят приливы и отливы.
Обратная сторона.
Сколь бы хороши не были открытия арабского мира в средневековье, важно указать на особенности арабской науки. И самый значимый её аспект – это не наука в современном пониманиb. Тогда научный метод ещё не был до конца развит, это как раз заслуга учёных Нового Времени. Поэтому для арабских мудрецов не было большого различия между астрологией и астрономией, а порой единственным источником была псевдонаука, как это было в случае с алхимией. Это вместе со непререкаемостью таких авторитетов как Аристотель и Птолемей тормозило получение новых знаний и искажало факты.
Однако при всех ограничениях Халифат стал центром средневековой науки, органично интегрируя чужие культуры в свою собственную. Вопреки стереотипу, государство Аббасидов было удивительно толерантным по отношению носителям других религий. В частности, работавший при дворе халифа Хунайн был христианином, а ар-Рази придерживался невиданных в своё время атеистических воззрений. Большей частью же учёных были выходцы из Сирии и Персии. Одновременно, в противоречие этому, исламское общество времён Аббасидов было очень религиозно.
***
Арабский мир VIII-XII вв. не менее чем на целых 200 лет опередил в научном развитии Европейскую цивилизацию – то, что туда пришло только в Эпоху Возрождения на ближнем Востоке было известно ещё в 9-11 веках. В некотором смысле арабский мир стал мостом между античной Европой и Европой эпохи Возрождения, сохранив и изрядно дополнив античные знания, при этом введя в обиход ряд новых наук, таких как алгебра и алхимия. Многие труды естествознания и философии античного мира дошли к эпохе Возрождения лишь в арабском переводе и усилиями мудрецов ближнего востока, а учёные XV-XVII вв. строили свои открытия отчасти на достижениях арабских учёных.
Мельников Егор.