Прошедшие на этой неделе тесты боевого прототипа лобового стекла в американской серии IndyCar принесли весьма неожиданный итог. Оказывается, концепт выглядит весьма неплохо и даже привлекательно, особенно по сравнению с пресловутым «ореолом». Но в Формуле 1, как известно, сделали выбор именно в пользу уродливого титанового обруча. Чем защитный обтекатель не устроил руководство чемпионата?
Плохая видимость
Концепт, как в IndyCar, был опробован на реальной трассе в Формуле 1 всего один раз, причем в течение лишь одного медленного круга. Всё, больше никаких боевых испытаний не было! Сравните с «ореолом», который на пятничных тренировках во второй половине сезона-2016 по очереди протестировали все гонщики, что помогло FIA собрать как можно больше фидбэка для дальнейшей доработки. Для того, чтобы отправить защитный обтекатель в музей неудачных разработок, хватило одного выезда в исполнении Себастьяна Феттеля в Сильверстоуне-2017. Странно, не правда ли? Четырехкратный чемпион мира пожаловался на искажение обзора и головокружение, и после этого тесты были закончены. Ferrari даже была вынуждена внести коррективы в план работы, который подразумевал еще несколько кругов с установленной системой.
Безопасность
Никаких реальных цифр, позволивших реально сравнить эффективность защитного обтекателя и «ореола», FIA не предоставила. Звучали только размытые формулировки наподобие: «ореол» – самая оптимальная концепция, тогда как другие системы выглядели менее убедительно во время краш-тестов». А где, простите, факты? Хорошо, обруч со стойкой перед головой гонщика защитит от летящих обломков в 17% случаев, как сказал гоночный директор Чарли Уайтинг, но разве защитный обтекатель, закрывающий гораздо большую площадь кокпита, не надежнее? Хотя, если «ореол», по словам технического директора Mercedes Джеймса Эллисона, может выдерживать 8-тонный лондонский даблдеккер (половина пелотона Формулы 1), то да, конечно, в сторону лобовое стекло, однозначно!
Влияние на аэродинамику
Само понятие «защитный обтекатель» подразумевает под собой изменение аэродинамических характеристик машины. Неудивительно, что в Сильверстоуне возникли проблемы с турбулентностью, и Себастьян Феттель пожаловался на то, что на прямой шлем запрокидывает вперед. Плюс к этому из-за меньшего доступа воздуха уменьшилось охлаждение кокпита, что было чревато проблемами на жарких этапах. В общем, над воздушным потоком предстояло серьезно поработать, но ведь в современной Формуле 1 это не проблема.
Проблема с очисткой стекла
Одним из главных вопросов к лобовому стеклу была его очистка в дождь и при загрязнении, как, например, в случае попадания остатков отработанной резины с асфальта. До дворников дело, конечно, не дошло бы, но ведь можно было задействовать пленку, наподобие той, что используется на визоре шлема. По крайней мере именно такое решение предложили в Red Bull Racing, когда в Сочи-2016 протестировали свою концепцию «Щит».
Потребовалось бы больше времени на доработку
Cкладывается стойкое ощущение, что в FIA торопились внедрить систему защиты головы как можно быстрее и выбрали более простой концепт. Пусть более уродливый, зато менее затратный и готовый к использованию хоть завтра, тогда как защитный обтекатель еще предстояло довести до ума и неизвестно, сколько времени это еще бы заняло. Только странно видеть такую спешку именно в Формуле 1, а не в IndyCar, где произошел последний трагический случай с прилетевшим в шлем обломком, когда в Поконо-2015 смертельную травму получил Джастин Уилсон. В американской серии подошли к вопросу защиты планомерно и методично – система появится не раньше конца сезона-2018. И это правильно. Полумеры ни к чему хорошему не приводят…