Найти в Дзене
starcom68

Актайский скит

Утром, перед тем как трогаться, мы осмотрели скит Свято-Николаевского мужского монастыря - Актайская (Октайская) заимка, расположенный на левом берегу Актайского залива Верхотурского водохранилища. Эти земли были переданы монахам в 1850 году и первое время использовалась для хозяйственных нужд: заготовка сена и дров. По пути в Верхотурье здесь останавливались паломники, идущие поклониться мощам Симеона Верхотурского.

В 1879 г. были построены специальные здания для богомольцев. В 1888 г. здания были расширены, и тогда же была построена деревянная часовня над источником. Со временем заимка разрослась и превратилась в скит, часть строений которого ныне занимает санаторий "Актай", где мы ночевали. Их фото можно посмотреть в предыдущем репортаже. После революции и закрытия монастыря на Актайскую заимку переселились изгнанные из Верхотурья священники.

Деревянная, обшитая тесом, церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Построена на заимке Верхотурского Симеоновского монастыря в 1888 как часовня, в 1894 освящена как церковь (не понял одно это здание или два разных?). Прямоугольное одноглавое здание со звонницей. Закрыта в 1928 и со 2-й пол. ХХ в. в ведении дома отдыха. Использовалась в качестве клуба. В нач. 2000-х возвращена верующим, отремонтирована. В настоящее время скит Актай является подворьем Верхотурского Никольского монастыря.

-2
 Вид от входа в храм в сторону водохранилища. Честно говоря в разных текстах содержится противоречивая информация. В некоторых церковью иконы Божией Матери "Живоносный источник" над источником называют вот то здание на дальнем плане. Как я понял, церковь есть церковь (слева), а на дальнем плане (справа) часовня над источником и одно в другое не превращалось, это два разных здания, построенных в разное время.
Вид от входа в храм в сторону водохранилища. Честно говоря в разных текстах содержится противоречивая информация. В некоторых церковью иконы Божией Матери "Живоносный источник" над источником называют вот то здание на дальнем плане. Как я понял, церковь есть церковь (слева), а на дальнем плане (справа) часовня над источником и одно в другое не превращалось, это два разных здания, построенных в разное время.
Скит известен почитаемым источником над которым сооружена часовня
Скит известен почитаемым источником над которым сооружена часовня
Вид от водохранилища на территорию скита
Вид от водохранилища на территорию скита

На этом фото Прокудина-Горского 1909 года представлена территория скита со стороны реки Актай. Интересно, что выбрана какая-то высокая точка съемки. Со штабеля бревен? На фото видно здание церкви, часовня отсутствует или не просматривается. На дальнем плане строения скита. Три из них - столовая, административный корпус и корпус 2 сохранились до наших дней. Еще пара корпусов из видимых на фото ныне утрачены. Обратите внимание на бревна на переднем плане. Масштаб лесозаготовок был не шуточный, экологией здесь и не пахло, лес сплавлялся молевым способом.

Скит Живоносный источник при Верхотурском монастыре. 1909
Репродукция № 02116
Скит Живоносный источник при Верхотурском монастыре. 1909 Репродукция № 02116

В конце XIX - начале XX века Актайская земля стала известна и своими старцами: Макарием и Илией. Макария (в миру - Михаила Васильевича Поликарпова) своим духовным отцом считал Григорий Распутин, а император Николай II дважды приглашал старца к себе в Санкт-Петербурга. Макарий слыл юродивым и прозорливцем, о его пророчествах ходило много слухов и легенд. Местные жители и паломники прозвали его «куриный святой», потому что видели его постоянно в окружении домашних птиц, ходивших за ним повсюду.

Изба старца Макария
Изба старца Макария

Макарий (Михаил Васильевич Поликарпов; 1856/57? 1851? - 1917) родился в Казанской губернии, в крестьянской семье. Он пришел в Николаевский монастырь в Верхотурье, когда ему было больше 30 лет. Десять лет он нес послушание монастырского пастуха, и наконец в 1900 г. был пострижен в монахи.
Келья старца Макария находилась в Больше-Актайском скиту.
Интересно, что если посмотреть на историческое фото, то не понятно с какого фасада снята келья. На современном здание венцы не прикрыты досками и наличники имеют другую конструкцию

Старец Макарий у своей кельи. 1909 Репродукция №02114
Старец Макарий у своей кельи. 1909 Репродукция №02114
Макарий был известен далеко за пределами Верхотурья. К нему приходили паломники не только с Урала, но и со всей России. Одним из паломников оказался и молодой Григорий Распутин, который впоследствии считал Макария своим наставником.
Макарий дважды побывал в Санкт-Петербурге, где встречался с царской семьей. Первый раз это произошло в 1908 г. Позже, в 1917 г. он рассказывал чрезвычайной следственной комиссии временного правительства:
"Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему Царю, ибо в монастырь пришли от Царя деньги на устройство для меня келлии... Кроме того... были присланы деньги для моей поездки в Петербург... и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с Царем и его семейством...".
Второй приезд Макария в Санкт-Петербург состоялся в 1909 г. В дневнике Николая II есть запись от 23 июня 1909 г.: "После чая к Нам приехали Феофан, Григорий и Макарий."
Прокудин-Горский был в Верхотурье в конце августа - начале сентября 1909 г. Таким образом, данная фотография сделана спустя примерно два месяца после последней встречи Макария с Царской Семьей. Прокудин-Горский сделал портрет старца (в оригинале - цветной!), который, несомненно, должен был быть показан Царской Семье.
Источник
 Вид на беседку (чайная) и домик старца Макария от водохранилища
Вид на беседку (чайная) и домик старца Макария от водохранилища
Беседка-чайная и старый кедр на берегу
Беседка-чайная и старый кедр на берегу

Фото мои и Дмитрия Шелехова

Оригинал поста для обсуждения в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен

#Урал #Монастыри #Храмы