1. Вы не сможете выполнить то, что вас просят.
Сейчас Ваши коллеги, партнеры могут быть разочарованы вашим отказом, но
гораздо лучше реалистично обозначить, что вы можете сделать, а что нет. Этим Вы сохраните доверие окружающих и свой авторитет. Можно отказывать не грубо, а используя метод «позитивного нет» Уильяма Юри: обозначьте свою готовность учитывать интересы людей с помощью более общего «да» и предложите альтернативный вариант достижения той же цели. К примеру: «Я бы очень хотел сказать «да». Но вот какой риск я вижу… Что, если вместо этого мы попробуем Х?»
2. Вы испытываете необъяснимую тревогу.
Люди с хорошей интуицией часто испытывают сомнения или некое неприятное предчувствие, когда начинают что-то новое или вынуждены идти на компромисс. Если у Вас такое ощущение возникло, остановитесь, сделайте паузу, переспите с этой мыслью и не принимайте решение сразу. Постарайтесь понять себя и найти причину Вашего беспокойства.
Если вам кажется, что все в порядке, но другой человек, которому вы доверяете, сомневается, тоже сделайте паузу и выясните, что этого человека беспокоит. Бизнес - это компромисс и надо слышать своего партнера.
3. Скажите «нет», если Вам кажется, что другого выбора нет
Выбор есть всегда! Когда Вы принимаете, что выбора нет, Вы перестаете искать альтернативные пути решения. Помните - всегда есть альтернатива, просто иногда за неё надо заплатить другую цену.
4. У Вас есть свой путь.
Когда люди взялись идти определенным курсом, они обычно склонны продолжать, даже если факты показывают, что их ждет поражение. Вы можете увидеть свой путь и помочь команде избежать ошибок.
5. Вы видите, как нарастает опасный тренд.
Скандалы и катастрофы часто начинаются с маленьких компромиссов, которые со временем накапливаются. Это похоже на принцип домин. Если вы видите, что надо отступить и сделать шаг назад - сделайте его.
Когда вы готовы замечать такие ситуации и действовать правильно, это снижает вероятность, что вы пропустите критический, поворотный момент. Если вы выжидаете, высказаться и возразить становится все сложнее и сложнее. Если же вы тренируетесь говорить «нет» или конструктивно ставить вопросы, вы увеличиваете свое положительное влияние на организацию