Зарождение Оттоманского долга
Унаследовав султанский трон в 1861 году Абдул-Азиз, по наследству принял и крупные долги Османской (европейское название - Оттоманская) империи. Деньги, были взяты под разрушительные проценты у европейских союзников для подготовки и ведения в составе коалиции войны с Российской империей в 1853 — 1856 годах. Этим шагом Османская империя попала в длительную экономическую кабалу от Великобритании и Франции.
Заступив на трон, он объявил себя продолжателем реформ. Опираясь на опыт Европы, он внес изменения в области управлении государством, реконструировал исполнительную власть, и даже пытался контролировать бюджет государства. Но было слишком много противников европейских новшеств, особенно среди военной и чиновничьей элиты. Более того, мусульманская часть населения встала в оппозицию, из-за особых, навязанных Европой привилегий для немусульманской части государства.
При всех своих внешних достоинствах: статности и большой физической силе, султан слыл человеком слабонервным, малообразованным и не очень культурным. Будучи отличным спортсменом, умеющим великолепно стрелять, скакать на лошади и выигрывать борцовские единоборства, он, тем не менее, в силу своей слабохарактерности, не смог довести свои реформистские начинания до выгодного для страны конца.
Эти недостатки, которые он не спешил искоренять, подтверждали его неспособность к управлению, а увлечение женщинами и разгульным образом жизни указывали еще и на нежелание управлять и брать на себя ответственность за государственные дела.
Он не прислушивался к мнению специалистов, мешая им грамотно и своевременно решать внутренние и внешние финансовые вопросы. Это касалось и разумного расходования средств, с целью скорейшего возврата долга. От его нерациональных решений в первую очередь страдала экономика, а страна все глубже погружалась в долговую яму.
Опасаясь не получить обратно деньги потраченные на Османскую империю, для ускорения их возврата Европа, в лице Франции, настоятельно требовала от султана проведения активных полномасштабных реформ.
Деспотический нрав султана, не позволял адекватно реагировать на пожелания союзников – кредиторов и вел к напряженным отношениям с европейскими государствами.
С целью улаживания отношений и недопущения конфликта император Франции предложил Абдул-Азизу с гостевым визитом прибыть в Париж.
Воспользовавшись согласием султана посетить Францию, заинтересованные в возврате долга английский и австрийский монархи тоже направили свои приглашения.
Небывалый прием
13 июля 1867 года лидер Османского государства в окружении многочисленной свиты, состоящей в основном из родственников и особо лояльных к нему членов правительства, прибыл в Париж.
Это был первый случай за всю историю существования турецкого государства, когда султан не в роли командующего армии - завоевательницы посещал Европу.
У него на родине это вызвало негодование не только со стороны политической элиты, но и всего мусульманского населения. Европейские же СМИ напротив, выражали бурный восторг посещением их стран главой могущественной Османской империи, всегда воспринимавшейся завоевателем и поработителем народов иной веры.
Во всех королевствах Западной Европы, посещенных султаном и его свитой, были устроены в честь них пышные приемы.
Внедрение зарубежных новшеств
Европейский вояж еще больше отдалил Османского правителя от непосредственного управления государством. Роскошная Европа с ее многочисленными балами и театрами, с женщинами в дорогих нарядах и украшениях очаровала султана. Она предоставила ему возможность увидеть множество вариантов вложения денег в развлечения и удовольствия.
Как истинный восточный мужчина, не позволяющий, чтобы кто-то был лучше его, он решил поразить Европу своей роскошью. Для этого он построил несколько помпезных дворцов и оснастил их изысканной мебелью. А чтобы вдохнуть в них жизнь заселил множеством красивейших и элегантно одетых женщин. В помещениях дворцов можно было увидеть десятки английских роялей, служащих больше украшением, чем музыкальным инструментом, из-за отсутствия пианистов. Все, что можно из штор, стен, мебели было украшено драгоценностями. Даже на сетке защищавшей дворец от москитов были закреплены крупные жемчужины.
В этих дворцах проводились нескончаемые балы с большим количеством приглашенных, демонстрировались сильно затратные спектакли. Более 400 музыкантов обслуживали празднества, а количество слуг, евнухов и невольниц со временем не поддавалось подсчету.
Посетившая, по приглашению самого султана, его дворец императрица Франции была потрясена масштабом богатства дворцовых покоев и всего, что их окружало.
Знакомство с Европой дало толчок не только к усилению великолепия и роскоши дворцов и дворцовой жизни.
Увидев состояние Европейского флота, и поразившись его могуществу, султан решает добиться своего превосходства в Средиземном море. В ущерб экономики своего государства он тратит огромные суммы на приобретение новейших образцов военных морских судов. В итоге, за период его нахождения на троне, флот вырос до таких масштабов, что по количеству судов на Средиземном море Османская империя уступала только Франции.
А среди мировых флотилий по численности впереди была еще и Англия.
Еще одно дорогостоящее направление развития государства было привезено из Европы, это строительство железных дорог и их инфраструктуры.
Крах Великой империи?
В стратегическом плане европейская поездка оказалась губительной, как для Османской империи, так и для самого Абдул-Азиза.
Все резче стал проявляться консерваторский и деспотичный характер султана. Он вопреки исламским заповедям, но в соответствии с европейскими нормами требовал, чтобы во всех государственных учреждениях висел его портрет. Его чрезмерное увлечение петушиными боями, с вручением государственных наград победителям и со ссылкой проигравших давали повод думать о его умственной деградации. А постоянная мания отравления могла быть подтверждением этого предположения.
Свои личные сбережения султан всячески пытался пополнить за счет государственной казны и кроме того на фоне «продажи» чиновничьих и военных должностей прослыл самым крупным взяточником. Тем временем расход денежных средств только на нужды султана и его дворцового окружения доходил до 15% государственного бюджета.
На внедрение европейских новшеств расходовались деньги зарубежных кредиторов взятые под губительные проценты. Османская империя жила только лишь за счет внешних займов. Один из шагов по стабилизации ситуации сделанный султаном, это сокращение в два раза выплаты процентов по государственным долгам. Но это лишь способствовало снижению престижа Османского государства и подрыву доверия к нему.
В итоге, проводимая Абдул-Азизом и его правительством экономическая политика привела к обнищанию Великого исламского государства. За период его правления долг перед Европейскими кредиторами, с учетом процентов, вырос в пятидесятикратном размере.
В предпоследний день мая 1876 года молодые новаторы турецкого правительства низложили действующего монарха, который через несколько дней совершил суицид.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .