Найти тему
Artfragment

Голая правда

8 марта аукционный дом Phillips проведет в Лондоне вечерние торги «Искусство XX века и современное искусство». В числе топ-лотов — работы Анри Матисса и Пабло Пикассо, изображающие обнаженную натуру. Женское тело — лейтмотив, который проходил через все творчество двух художников. И выставленные на торги работы становятся как будто участниками диалога между двумя титанами искусства XX века. Мы собрали несколько любопытных фактов о том, кто и что вдохновило Матисса и Пикассо на создание своих «обнаженных», и узнали, за сколько работы могут быть проданы.

Анти Матисс больше известен своими живописными работами и рисунками. Но с ранних лет он увлекался скульптурой. Матисс отлил свыше восьми десятков работ, причем больше половины из них были созданы до 1910 года. Кроме этого, художник коллекционировал скульптуру. В 1906 году Матисс совершил путешествие в Алжир, после которого стал собирать работы африканских народов. В них, по признанию мастера, его интересовало то, как они были задуманы с точки зрения «скульптурного языка». Африканские скульптуры часто не были анатомически точными, но при этом обладали сильным эмоциональным воздействием.

— Вскоре после своего возвращения из Алжира Матисс создал скульптуру «Лежащая обнаженная I (Аврора)». Ноги модели были скрещены, одна рука закинута за голову, а на вторую девушка опиралась. Выбранная художником поза обнаженной и непропорциональность некоторых частей ее тела по отношению друг к другу, были смелым экспериментом. В 1907 году «Лежащую обнаженную» Матисса увидел Пабло Пикассо. По ее мотивам он создал серию абстрактных ню изогнутых тел с приподнятыми локтями.

Анри Матисс, «Лежащая обнаженная I (Аврора)», скульптура 3 из серии в 10 экземпляров © Phillips
Анри Матисс, «Лежащая обнаженная I (Аврора)», скульптура 3 из серии в 10 экземпляров © Phillips

— Выставленная на торги «Лежащая обнаженная I (Аврора)» Матисса оценивается в $7-10 млн. В последний раз скульптура была показана публике в 1915 году. Это произошло в Нью-Йорке, в галерее Montross. После чего более 70 лет произведение искусства находилось в частной коллекции во Франции.

— На картине «Спящая обнаженная» Пабло Пикассо Пикассо изобразил свою возлюбленную и музу Марию-Терезу Вальтер. С ней уже известный к тому моменту художник познакомился в Париже. Он подошел к девушке возле Галереи Лафайет и сказал: «Меня зовут Пикассо! Вместе с вами мы совершим великие вещи». Мария-Тереза не знала, кто перед ней, но попала под обаяние художника.

-2

— «Спящую обнаженную» Пикассо написал в марте 1932 года. Марию-Терезу художник изобразил спящей, что добавило картине особой интимности. Кроме этого, полотно отличается смешением техник живописи и рисунка. Художник так нанес линии, обозначающие тело модели, что кажется, будто фигура демонстрируется под разными углами. 

Мария-Тереза Вальтер, ок. 1928 г.
Мария-Тереза Вальтер, ок. 1928 г.

Со «Спящей обнаженной» Пикассо не расставался до самой смерти. Картина хранилась в его коллекции, а сам художник, говоря о нежелании расставаться с некоторыми из своих работ, хвастался: «Я — крупнейший коллекционер Пикассо в мире». После смерти в 1973 году полотно перешло к вдове художника Жаклин Рок, а затем к его дочери. С 1995 года картина находилась в частном собрании коллекционера из Европы, который сейчас выставляет «Спящую обнаженную» на торги. Ее эстимейт составляет $15-20 млн.

В день проведения торгов Phillips — 8 марта — в лондонской галерее Tate Modern откроется выставка «Пикассо 1932 — любовь, слава, трагедия». Именно этот год не случайно вынесен в название экспозиции. Он был крайне плодотворным для художника — в 1932-м он создал свыше ста картин и скульптур. В галерее выставят несколько знаменитых картин, в том числе и тех, на которых изображена Мария-Тереза Вальтер («Зеркало» и «Обнаженная в черном кресле»).