Разъяснение «Исламской Академии Правоведения», принятое в девятом постановлении на десятой сессии, проходившей с 24.02.1408 г.х. по 28.02.1408 г.х.
— о необходимости различать между разногласиями в вероубеждении и разногласиями в фикхе,
— о том, является ли разногласие ученых мазхабов в вопросах иджтихада милостью и почему,
— о том, кто является вводящим в заблуждение в вопросах, связанных с мазхабами.
В постановлении Академии сказано:
«Во-первых, что касается разногласий мазхабов.
Разногласие идеологических мазхабов (школ), существующее в исламских странах, бывает двух видов:
а) разногласие в мазхабах (школах) вероубеждения,
б) разногласие в мазхабах фикха.
И что касается первого, то есть разногласия в вероубеждении, то это в действительности беда, которая приводит к проблемам в исламских странах, разделяет ряды мусульман, лишает их единства. Это то, что вызывает сожаление, и чего быть не должно. Исламская община обязана объединиться (в вероубеждении) на мазхабе приверженцев сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уа аль-джама’а), который представляет собой чистую и непорочную исламскую идеологию времени посланника, мир ему, его семье и благословение Аллаха, и времени праведного халифата, о котором сказал посланник Аллаха, что он является продолжением его сунны: «Вам надлежит держаться моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня. Крепко держитесь за нее и схватитесь за нее коренными зубами».
А что касается второго, то есть разногласий мазхабов фикха в некоторых вопросах, то на это есть научные причины, которые требовали этого. И у Аллаха, свят Он, в этом великая мудрость, из проявлений которой то, что это милость к Его рабам и расширение простора для извлечения постановлений из шариатских текстов; затем это так же благо и богатство исламского права и правоведения, которое предоставляет исламской общине простор в деле исповедания религии и соблюдения шариата. И не ограничено в шариатской практике все лишь одним, так, чтобы невозможно было склониться к другому, поскольку если в какой-то промежуток времени или в каком-то вопросе окажется затруднительным мазхаб одного из имамов-правоведов, то в другом мазхабе будет обнаружен простор, снисходительность и облегчение в свете шариатских доказательств, будь это в вопросах поклонения, имущественных взаимоотношений, семейных дел, судебного порядка или ответственности за преступления.
И этот второй вид разногласий мазхабов, разногласие в фикхе не является ни недостатком, ни противоречием в нашей религии. И невозможно такое, чтобы его не существовало. Нет общины, у который была бы такая полноценная законодательная система с фикхом и иджтихадом, и не было бы у нее разногласий в вопросах иджтихада в фикхе.
Действительность такова, что это разногласие не может не существовать, поскольку шариатские тексты, которые являются основой, зачастую могут указывать более чем на один смысл. И так же шариатский текст не может объять ответом все возможные случаи, потому что количество шариатских текстов ограничено, а количество жизненных ситуаций не ограничено, как сказала группа ученых, да помилует их Аллах. Поэтому необходимо обратиться к суждению по аналогии (кыяс), рассмотрению причин, к которым увязаны правовые положения, определению цели Законодателя, общих шариатских ценностей, и применить все это к новым вопросам и ситуациям. И в этом различно понимание ученых, а также их определение более весомого из возможных вариантов, и выходят их постановления по одному вопросу различными, в то время как каждый из них стремится к истине и ищет ее. Кто оказался прав, тот получит две награды, а кто ошибся, тот одну, и здесь появляется простор и исчезает проблема.
Где же тот недостаток в этом разногласии мазхабов, относительно которого мы разъяснили сколько в нем добра и милости, и что оно, в действительности, является благом и проявлением милости Аллаха к Его верующим рабам. И оно в то же время представляет собой великое богатство в правоведении, отличительную особенность, которая достойна того, чтобы исламская община гордилась ею.
Однако вводящие в заблуждение из числа посторонних, которые используют слабое знание исламской культуры у молодежи, в особенности той, которая учится у них за пределами исламских стран, изображают для них это разногласие между мазхабами фикха, будто это разногласие в вероубеждении, чтобы ложно и несправедливо внушить им, будто это указывает на противоречие в шариате, не обращая внимание на разницу между этими двумя видами разногласий, и велика разница между ними.
Во-вторых, а что касается второй группы, которая призывает к отвержению мазхабов и желает склонить людей к новому своему пути иджтихада, очерняет существующие мазхабы фикха и их имамов, или некоторых из них, то в нашем предшествующем разъяснении о мазхабах фикха и их имамах, преимуществах их наличия и их имамов содержится то, что обязует их (эту группу) удержаться от этой ненавистной методологии, которую они сделали своим манхаджем, и вводят в заблуждение людей посредством нее, разделяют их ряды, вносят раскол в их единство в то время, когда мы более всего нуждаемся в единении наших позиций в противостоянии опасным вызовам врагов ислама, вместо этого раскольнического призыва, в котором нет нужды.
Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников, и да ниспошлет им мир многократно. И вся хвала Аллаху, Господу миров».
Председатель заседания Академии Правоведения: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель: Абдуллах ибн Умар Насыф.
Участники: Мухаммад ибн Джубейр, Бакр ибн Абдуллах Абу Зейд, Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Бассам, Салих ибн Фаузан ибн Абдуллах аль-Фаузан, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Субеййиль, Мустафа Ахмад аз-Зарка, Мухаммад Махмуд ас-Сауаф, Абу аль-Хасан Али аль-Хусни ан-Надауи, Мухаммад Рашид Рагыб аль-Кабани, Мухаммад аш-Шазили ан-Нейфир, Абу Бакр Джуми, Ахмад Фахми Абу Сунна, Мухаммад аль-Хабиб ибн аль-Худжа, Мухаммад Салим ибн Абдульуадуд.
Секретарь заседания: д.н. Таляль Умар Бафакых.
Оригинал постановления: https://drive.google.com/file/d/0B5qoBqNCttvTeGhTTk9ialhnMkk
Смотреть на официальном сайте
Скачать перевод
_____________________
Источник: https://muntaqa.info/akad
Подписаться на обновления в твиттере: https://twitter.com/muntaqa_info
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot