Недавно в Москве прошёл необычный живой тренинг для стилистов и не только, "Проявление 12 архетипов в 12 аспектах жизни человека". Этот тренинг разработала и организовала Школа образных решений IDEA-class, а в качестве модераторов направлений выступили не только стилисты, но и психологи, коучи, искусствовед, профессиональный танцор и даже знаток ресторанного дела. Архетипы - это общие для всех людей базовые психические структуры, как бы внутренние образы, совокупность наших представлений об определённых ролевых моделях, часто встречающихся в мировой культуре, и все наши ценности, привычки, поведенческие особенности, связанные с этими ролями. Тема настолько обширная, что работали мы по ней два дня, а перед этим несколько недель читали книги, подбирали картинки, заполняли анкеты - готовились к тренингу; поэтому, конечно, я не могу пересказывать здесь содержание тренинга и все инсайты, полученные во время него, выводы, к которым мы пришли, и всю ценность владения знанием об архетипах.
Расскажу очень коротко, зачем информация об архетипах нужна стилистам. И всем, кто любит одеваться не только визуально красиво, но и со смыслом, кому важно не только стильно выглядеть, но и установить контакт со своей внутренней сутью - и с окружающими людьми. Слышать себя и быть услышанным другими.
Есть ли у вас вещи, которые вам не очень идут, но вы не могли их не купить? Может, целое стилевое направление влечёт вас неодолимо, хоть и понимаете, что вам такое не носить? И ещё: были ли в вашей жизни периоды ношения какого-то цвета, принта, аксессуара? Может, вы целый год носили красное и чёрное, а потом исключили эти вещи из своего гардероба? Или это были клетчатые рубашки? Мужской галстук? Ковбойская шляпа? Кардиганы крупной вязки? Никогда не задумывались, что делает какую-то вещь особенно притягательной для вас? И почему потом это увлечение может угаснуть, и вы даже можете осознать, что на самом деле вам это не идёт? Кто внутри вас откликается на платьица пастельных оттенков или на ботинки "Доктор Мартинс", или, возможно, хочет носить то и другое вместе - на этого "кто" очень сильное влияние оказывают архетипы. Часто мы пытаемся компенсировать свой голод по какому-то эмоциональному состоянию или недостаток какого-то личностного качества при помощи одежды. Как можно сделать этот процесс более осознанным, как управлять им с применением законов стилистики, как ещё, кроме одежды, можно "накормить" архетип (есть много способов дешевле покупки нового платья!)) - всему этому можно научиться.
Желающим узнать больше рекомендую читать материалы в ЖЖ Валентины Габышевой, которая первой погрузилась в эту тему, пригласив к исследованию в том числе и стилистов, а также подборку статей по архетипам в стиле экспертов Школы образных решений Idea-class. Я обязательно буду возвращаться к теме архетипов, но в рамках одного этого поста пока вводной информации достаточно. Думаю, я вас заинтриговала :)
А написать мне сегодня захотелось про эдиториал в новом выпуске Numéro с моделью Изабеллой Ридольфи. Вот несколько её фото, из профиля на models.com и Инстаграмма.
Думаю, вы тоже при взгляде на её фотографии чувствуете, что это интересное лицо, необычное. Забегая немного вперёд, скажу, что в большинстве показов - а сотрудничает она с Dolce&Gabbana, Prada, Dior, Coach и многими другими крупными дизайнерами - Изабелла выходит на подиум с минимумом макияжа. Понятно, что тон там накладывают, куда без этого в свете прожекторов. Но в целом выглядит очень естественно, без помады, теней и туши (или как будто без них). И ещё, я надеюсь, вы чувствуете уже по этим фото, что внешность у этой девушки разноплановая. Есть в ней и классическая правильность черт (анфас её лицо очень симметрично, благородно удлиненно), и родственность природе (веснушки, полные губы, густые брови, "натуральный" носик - явно не рукой скульптора вылеплен, он такой "от природы"). Есть и присущая наивной романтике чистота. Хотя в сочетании с серьёзностью взгляда, его глубиной, даёт не эффект радостной беззаботности, а скорее ощущение от встречи с рано повзрослевшим ребёнком, что-то вроде героини кинофильма "Леон". Как будто мы встретили существо юное и древнее одновременно. Загадочное. Нездешнее. Это свойство внешности Изабеллы Ридольфи позволяет стилистам и фотографам создавать с ней как нежные, романтичные образы с налётом историзма...
...так и причудливо-странные, фантастические, даже зловещие:
И даже при этой способности к перевоплощениям, присущей сложным романтистам (а в ядре образа у Изабеллы Ридольфи, конечно, именно сложная романтика), в бунтарском образе я её себе не представляла. Всё-таки бунтарь в моё представлении - в первую очередь драматик. Что ж, драматические ноты во внешности Изабеллы есть, и их можно усилить, что и демонстрируют в этом эдиториале стилист Самюель Франсуа и фотограф Паоло Зербини. Последний, кстати, любит снимать истории про неформалов и персонажей артхаусного кино.
В галерее 8 кадров из эдиториала, и ещё один - главное изображение для этого поста. Все они содержат ценные идеи, как раскрыть бунтаря в романтической девушке. Понятно, что чёрные тотал-луки, макияж, как у готов из моего постсоветского детства, чёрный лак на ногтях и пирсинг на лице делают своё дело - но как раз все эти очевидные инструменты могли угробить индивидуальность Изабеллы, сделав её одной из массы неформальных подростков, а не героиней фотосессии из гламурного журнала.
Слово "гламур", кстати, первым приходит на ум при рассмотрении первого образа в галерее. Силуэт очерчен так чётко, что почти звенит в знойном воздухе. Приталенный крой, зауженная юбка, сверкание пайеточного полотна, прозрачная ткань на месте декольте, зачем-то разделённая надвое швом, золотой блеск колье, роскошный оттенок помады, вместе с тем напоминающий запёкшуюся кровь... Перед нами женщина-вамп - а может, вампир, устойчивый к солнечному свету? Как она оказалась на этом пляже? Уж не воплотилась ли сюда из другого измерения? Присутствие других людей на заднем плане лишь усиливает тревожное ощущение нереальности происходящего. И в то же время напоминает, что женщине-вамп нужны наблюдатели. И лучше мужского пола - архетип Эстета, или Любовника, проявляется в этом образе так же ярко, как и Бунтарь. В моём восприятии этот бунт - про восстание декадентски эстетизированного сексуального начала, теневой стороны ультраженственности против пляжной расслабленности, упрощённой повседневности. И про восстание "от кутюр" против "кэжуала" немножко.
Второй образ для меня - Сфинкс. Есть в этих плитах, и песке, и в резко очерченных глазах, и обилии колец и что-то египетское. Возможно, это Бунтарь-Маг. Манкость и опасность чувствуется в кошачьей позе девушки. А в глазах - загадка и грусть. А губы чуть-чуть улыбаются.
Отрешённой и сосредоточенной предстаёт перед нами модель на третьем фото. Полупрозрачная ткань длинного платья перехвачена то ли кожаной портупеей, то ли отделка у него такая в виде ремней. Это жрица совершает древний ритуал? Или танцует невольница? Загадка, опять загадка. И контраст фактур в каждом образе.
Четвёртое фото иронично: провокационная поза и просвечивающее ажурное платье девушки вызвали негодование у местной тётушки. Здесь Бунтарь выступает в тандеме с Шутом, и даже клёпки или шарики, которыми отделаны широкий пояс и ворот платья, напоминают о бубенчиках на колпаке шута. Туда же - забавные узелки, свисающие с рукавов. И совершенно несерьёзно (но искусно) зарифмованы эти детали с округлыми краями прутьев лавочки.
Иначе воспринимается похожая поза модели на пятом кадре. Девушке просто жарко. Она устроилась с книжкой так, как ей удобно. Если на побережье и есть кто-то ещё, ей всё равно, что он, она или они подумают. "We should all be feminists", как бы напоминает платье от Dior. В то же время эта естественность выглядит неестественно: кресло поставлено прямо в зоне отлива, а после, как мы знаем, всегда начинается прилив. Сидя спиной к морю, заметит ли героиня, когда вода начнёт прибывать? Этот образ кажется мне очень хрупким. Нарушая все правила, дойдя до предела, бунтарь оказывается в потенциально опасной зоне один.
На седьмой фотографии перед нами вполне обычная школьница-неформалка. Так можно проявить бунтаря для наивных романтиков с классикой. Чёрный кожаный сарафан, крупные металлические клёпки или пуговицы, красные ботинки на грубой подошве, чокер. Белая рубашка позволяет соединить здесь архетипы Бунтаря и Невинного.
Предпоследний кадр - самый романтичный. Тут и расплывчатые очертания силуэта, и многослойность, и странные детали. Повисшая плиссировка прозрачной юбки и бахрома на сумочке напоминают перья диковинной птицы. Есть здесь и Маг, и Искатель. И Бунтаря чуток осталось. Возможно, это образ немного в сторону нью-эйджевских "кочевников". Трудно разглядеть обувь, похоже, это что-то на толстой платформе. Усиливает ощущение полётности, отрыва от земли. Быть романтичным, странным, знать что-то, чего никто не знает, искать, выйти за пределы возможностей - возможно, это качества человека, прожившего своего Бунтаря, уже интегрировавшего этот архетип в свою идентичность - и способного двигаться дальше, к новым горизонтам.