Найти тему
Societé Turbo

ИЖ «Планета-спорт» против Японцев.

Оглавление

Появление нового мотоцикла в СССР было важным событием для всей огромной страны. В условиях плановой экономики даже модернизации были редкими и привлекали внимание, что уж говорить о принципиально новой модели, занявшей нишу дорожно-спортивных мотоциклов, которая до этого и вовсе отсутствовала. В 1973 году случилось нечто странное, но безусловно позитивное — Ижевский завод начал серийное производство первого в истории Советского Союза спортбайка ИЖ «Планета-спорт», как оказалось, единственного… и не только в СССР, но и в РФ.

Но, давайте, не будем о грустном! Предлагаю открыть январский журнал «За рулем» 1974 года и почитать большую статью-презентацию «Открытие новой планеты», наполненную гордостью (нужно признать её небезосновательной) за новый советский мотоцикл:

Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. Время покажет, насколько велик спрос на эти машины, более дорогие по сравнению с обычными дорожными. Но уже сейчас можно сказать: мотоциклостроители сделали шаг вперед в создании принципиально новой для нас конструкции машины.
Пришлось создать практически новый мотоцикл, начиная от внешних форм и компоновки и кончая конструкцией узлов и деталей. «Планета-спорт» — первый отечественный мотоцикл, снабженный раздельной системой смазки двигателя. Она разработана советскими специалистами. Большой запас мощности двигателя и удачно подобранные передаточные отношения четырехступенчатой коробки обеспечивают высокие динамические качества мотоцикла. Его скорость 140км/ч. До 100 км/ч он разгоняется за 11 секунд.

Что же это за большинство зарубежных образцов? Может техническое совершенство «ПСа» — это популистский совко-ностальгический миф, простите за грубое определение?

Возьмем конкурентов того же возраста от основных японских мотозаводов и сравним.

ИЖ «Планета-спорт»

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..340 см2
Тип двигателя…………………...........2х тактный
Число цилиндров……………….......1
Диаметр цилиндра………………....76 мм
Ход поршня……………………............75 мм
Степень сжатия………………...........10.5:1
Мощность двигателя……………....32 л.с.
Крутящий момент………………......34 Нм при 5800
Карбюратор……………………...........1 х Mikuni VM32-89
Коробка передач………………........4 скорости
Сухая масса…………………...............135 кг
Максимальная скорость………….140 км/час
Время разгона до 100 км/час....11 сек

Honda CB350 Super Sport

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..326 см2
Тип двигателя…………………............четырехтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....64 мм
Ход поршня……………………............50.6 мм
Степень сжатия………………...........9.5:1
Мощность двигателя……………....36 л.с.
Крутящий момент………………......25 Нм при 9500
Карбюратор……………………...........2
Коробка передач………………........5 скоростей
Сухая масса…………………...............149 кг
Максимальная скорость………….170 км/час
Четверть мили………………….........13.8 сек

Kawasaki 350 A7

-4

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..326 см2
Тип двигателя…………………............двухтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....62 мм
Ход поршня……………………............56 мм
Степень сжатия………………. ..........?
Мощность двигателя…………….....42 л.с.
Крутящий момент……………….......38 Нм при 7000
Карбюратор……………………............2 x Mikuni VM 26
Коробка передач……………….........5 скоростей
Сухая масса…………………................158 кг
Максимальная скорость…………..160+ км/час
Четверть мили…………………..........13.8 сек

Yamaha R5 350

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..347 см2
Тип двигателя…………………............двухтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....64 мм
Ход поршня…………………….............54 мм
Степень сжатия………………. ..........6.9:1
Мощность двигателя…………….....36 л.с.
Крутящий момент……………….......38 Нм при 6500
Карбюратор……………………............2
Коробка передач……………….........5 скоростей
Сухая масса…………………...............139 кг
Максимальная скорость………….160+ км/час
Четверть мили…………………..........?

Suzuki T20/T250 «Super Six»

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..247 см2
Тип двигателя…………………............двухтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....54 мм
Ход поршня…………………….............54 мм
Степень сжатия………………. ..........7.3:1
Мощность двигателя…………….....29 л.с.
Крутящий момент……………….......27.5 Нм при 7000
Карбюратор……………………............2 x Mikuni VM 24 SH
Коробка передач……………….........6 скоростей
Сухая масса…………………...............138 кг
Максимальная скорость………….152 км/час
Четверть мили…………………..........15.1 сек

Резюме

Внимательно сравнивая характеристики ИЖа с референсными мотоциклами, мы видим, что никого «Планета-спорт» не превзошла, что неудивительно — японская школа мотоциклостроения к 60м уже успела сформироваться, а отечественная… ее нет и сейчас. Тем интереснее выглядит «ПС»! Никаких позорных или провальных цифр нет, все на достаточно хорошем, для своего времени, уровне. Проигрыш по скорости, очевидно, возник из-за применения 4х ступенчатой коробки — пятой просто не хватило для реализации ресурса двигателя. Плюс к этому, обратите внимание на цифры крутящего момента — хорошие 34 Нм при самых низких оборотах. «Планета-Спорт» создавалась как бы с оглядкой на Великое Советское Бездорожье. Это не спортбайк, скорее легкий туристический мотоцикл (чувствуется оглядка на эндуро) с брутальным одноцилиндровым двухтактником, что на твоей «Планете-3». По своей сути «ПС» ближе всего к Ямахе, по динамическим характеристикам — к 250 кубовой Suzuki.

Вопрос

В воздухе остался висеть вопрос: «Планету-спорт» сняли с производства в 1984. Это хороший жизненный цикл. Если бы было продолжение. Почему у легендарного «ПСа» не было наследника?

Авто
5,66 млн интересуются