Появление нового мотоцикла в СССР было важным событием для всей огромной страны. В условиях плановой экономики даже модернизации были редкими и привлекали внимание, что уж говорить о принципиально новой модели, занявшей нишу дорожно-спортивных мотоциклов, которая до этого и вовсе отсутствовала. В 1973 году случилось нечто странное, но безусловно позитивное — Ижевский завод начал серийное производство первого в истории Советского Союза спортбайка ИЖ «Планета-спорт», как оказалось, единственного… и не только в СССР, но и в РФ.
Но, давайте, не будем о грустном! Предлагаю открыть январский журнал «За рулем» 1974 года и почитать большую статью-презентацию «Открытие новой планеты», наполненную гордостью (нужно признать её небезосновательной) за новый советский мотоцикл:
Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. Время покажет, насколько велик спрос на эти машины, более дорогие по сравнению с обычными дорожными. Но уже сейчас можно сказать: мотоциклостроители сделали шаг вперед в создании принципиально новой для нас конструкции машины.
Пришлось создать практически новый мотоцикл, начиная от внешних форм и компоновки и кончая конструкцией узлов и деталей. «Планета-спорт» — первый отечественный мотоцикл, снабженный раздельной системой смазки двигателя. Она разработана советскими специалистами. Большой запас мощности двигателя и удачно подобранные передаточные отношения четырехступенчатой коробки обеспечивают высокие динамические качества мотоцикла. Его скорость 140км/ч. До 100 км/ч он разгоняется за 11 секунд.
Что же это за большинство зарубежных образцов? Может техническое совершенство «ПСа» — это популистский совко-ностальгический миф, простите за грубое определение?
Возьмем конкурентов того же возраста от основных японских мотозаводов и сравним.
ИЖ «Планета-спорт»
Технические характеристики.
Рабочий объем двигателя………..340 см2
Тип двигателя…………………...........2х тактный
Число цилиндров……………….......1
Диаметр цилиндра………………....76 мм
Ход поршня……………………............75 мм
Степень сжатия………………...........10.5:1
Мощность двигателя……………....32 л.с.
Крутящий момент………………......34 Нм при 5800
Карбюратор……………………...........1 х Mikuni VM32-89
Коробка передач………………........4 скорости
Сухая масса…………………...............135 кг
Максимальная скорость………….140 км/час
Время разгона до 100 км/час....11 сек
Honda CB350 Super Sport
Технические характеристики.
Рабочий объем двигателя………..326 см2
Тип двигателя…………………............четырехтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....64 мм
Ход поршня……………………............50.6 мм
Степень сжатия………………...........9.5:1
Мощность двигателя……………....36 л.с.
Крутящий момент………………......25 Нм при 9500
Карбюратор……………………...........2
Коробка передач………………........5 скоростей
Сухая масса…………………...............149 кг
Максимальная скорость………….170 км/час
Четверть мили………………….........13.8 сек
Kawasaki 350 A7
Технические характеристики.
Рабочий объем двигателя………..326 см2
Тип двигателя…………………............двухтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....62 мм
Ход поршня……………………............56 мм
Степень сжатия………………. ..........?
Мощность двигателя…………….....42 л.с.
Крутящий момент……………….......38 Нм при 7000
Карбюратор……………………............2 x Mikuni VM 26
Коробка передач……………….........5 скоростей
Сухая масса…………………................158 кг
Максимальная скорость…………..160+ км/час
Четверть мили…………………..........13.8 сек
Yamaha R5 350
Технические характеристики.
Рабочий объем двигателя………..347 см2
Тип двигателя…………………............двухтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....64 мм
Ход поршня…………………….............54 мм
Степень сжатия………………. ..........6.9:1
Мощность двигателя…………….....36 л.с.
Крутящий момент……………….......38 Нм при 6500
Карбюратор……………………............2
Коробка передач……………….........5 скоростей
Сухая масса…………………...............139 кг
Максимальная скорость………….160+ км/час
Четверть мили…………………..........?
Suzuki T20/T250 «Super Six»
Технические характеристики.
Рабочий объем двигателя………..247 см2
Тип двигателя…………………............двухтактный
Число цилиндров………………........2
Диаметр цилиндра……………….....54 мм
Ход поршня…………………….............54 мм
Степень сжатия………………. ..........7.3:1
Мощность двигателя…………….....29 л.с.
Крутящий момент……………….......27.5 Нм при 7000
Карбюратор……………………............2 x Mikuni VM 24 SH
Коробка передач……………….........6 скоростей
Сухая масса…………………...............138 кг
Максимальная скорость………….152 км/час
Четверть мили…………………..........15.1 сек
Резюме
Внимательно сравнивая характеристики ИЖа с референсными мотоциклами, мы видим, что никого «Планета-спорт» не превзошла, что неудивительно — японская школа мотоциклостроения к 60м уже успела сформироваться, а отечественная… ее нет и сейчас. Тем интереснее выглядит «ПС»! Никаких позорных или провальных цифр нет, все на достаточно хорошем, для своего времени, уровне. Проигрыш по скорости, очевидно, возник из-за применения 4х ступенчатой коробки — пятой просто не хватило для реализации ресурса двигателя. Плюс к этому, обратите внимание на цифры крутящего момента — хорошие 34 Нм при самых низких оборотах. «Планета-Спорт» создавалась как бы с оглядкой на Великое Советское Бездорожье. Это не спортбайк, скорее легкий туристический мотоцикл (чувствуется оглядка на эндуро) с брутальным одноцилиндровым двухтактником, что на твоей «Планете-3». По своей сути «ПС» ближе всего к Ямахе, по динамическим характеристикам — к 250 кубовой Suzuki.
Вопрос
В воздухе остался висеть вопрос: «Планету-спорт» сняли с производства в 1984. Это хороший жизненный цикл. Если бы было продолжение. Почему у легендарного «ПСа» не было наследника?