В медицине успех лечения зависит не столько от от умения доктора лечить заболевание, сколько от правильной оценки симптомов, о которых говорит пациент, грамотного обследования и, в итоге, от правильного диагноза.
В обычной жизни все так же: решение задачи наполовину зависит от корректно сформулированной цели.
Но многие ли из нас могут четко донести до специалиста - чего мы хотим?
А как вы хотите?
И даже не потому, что не знаем. Просто как в расхожем выражении: “Все понимаю, но объяснить не могу”. Вот тут нас подстерегает опасность. Это не слишком уверенные в себе специалисты, которые (как будто заботясь о нас) дружелюбно и настойчиво спрашивают: “А как вы хотите???”. И мы с удовольствием рассказываем и показываем. Получив результат, который, мягко говоря, не соответствует нашим ожиданиям, пробуем предъявлять претензии. И получаем вполне резонный ответ: “ А что такого, вы же сами сказали - что вам надо и как делать. Вот, я все дословно выполнил”. Сказать в ответ нам нечего...
Мы можем сколько угодно фантазировать, что мастер сделает вот так и так. Но тогда кто нас тянул за язык с описаниями - как же нужно делать?
Один из первых моих опытов в предпринимательстве -работа управляющим и одновременно аккаунт-менеджером в рекламно-производственной компании. И та практика общения с клиентами очень часто помогает мне в сегодняшней работе финансового консультанта. Приведу пример.
Делать так, как требует профессиональный долг
В то время работа с заказчиком начиналась с разработки дизайна, а потом заказ исполнялся. И вот на стадии разработки я заметил, что специалисты отдела дизайна часто зависают до ночи на работе и неделями не могут сделать эскиз, который клиенту понравится. Сначала я не придавал этому большого значения. Но, когда от клиентов стали поступать жалобы на затягивание сроков и плохую работу, а сами дизайнеры стонали от того, что их работы никак не утверждаются, пришлось глубже вникнуть в ситуацию.
Будучи крайне внимательным к клиентам, я требовал от своих коллег такого же ответственного отношения к задачам. Здесь это сыграло с нами злую шутку.
Дизайнеры присутствовали на встрече с клиентом и фиксировали все его пожелания. Потом тщательно исполняли эти пожелания в своих эскизах. Результатом заказчики были недовольны в 80% случаев. И такая ситуация повторялась снова и снова.
К слову, дизайнерам итоги работы по брифу клиентов тоже совершенно не нравились. Но под клиентоориентированностью они понимали именно выполнение всех пожеланий. И я предложил им в следующем проекте сделать два варианта “как хотел клиент” и третий - как они себе представляют решение задачи.
Эксперимент для молодой компании был по тем временам довольно рискованный, поскольку в сфере услуг заказчик - король, и спорить с ним не принято. Но при презентации эскизы, выполненные в точном соответствии с брифом, эмоционально отвергались. А те эскизы, которые ребята делали наперекор пожеланиям, руководствуясь профессионализмом принимались “на ура”. И всегда сопровождались словами: “Вот!!! Вот тут все, как я хотел! Сразу видно, вы меня слушали и услышали!”. С тех пор у нас установилось “правило 2+1”: два варианта проекта - по описанию заказчика, один - как подсказывал опыт и требовал профессиональный долг.
Финконсультант и семейный доктор: что общего
К этой истории я вернулся уже в консалтинге личных финансов. Услышав задачу, проводил встречу с уточняющими вопросами и презентовал решение по принципу “2+1”. И что вы думаете - как и в дизайне, результат был такой же: “Вот- вот, это как я хотел!”.
Поэтому в финансовом консультировании у меня сложился ряд правил и принципов. Например, судя по опыту, мне лучше не начинать сотрудничество с теми, кто не желает отвечать на мои уточняющие вопросы и упрямо настаивает лишь на выдаче решений задачи, ими же и сформулированной. Ни к чему хорошему для обоих сторон такое сотрудничество не может привести и заканчивается взаимным недовольством.
Ведь никому из нас и в голову не придет спорить с врачом и просить его дать вместо одного рецепта и назначенного лечения еще 2-3. При этом говорить: “Доктор, зачем все эти лишние вопросы? Я же сказал: болит живот, и мне нужно, чтобы вы, как профессионал, дали мне все возможные варианты решения, а я сам выберу нужный для себя. В конце концов, я же плачу вам деньги и вы называете себя экспертом”. Думаю, такое трудно себе представить.
На рынке полно специалистов, которые умеют не задавать “лишних” вопросов, а просто давать клиенту то, что он хочет, поэтому мы расстаемся без боли)). Я знаю, кто-нибудь им, конечно, поможет, и без внимания они не останутся.
Если на заре своей карьеры консультанта я всерьез принимался обсуждать и подбирать различные ответы к каждому вопросу, даже на узкопрофессиональные темы, подбирать варианты решения для каждого “а может…”, то теперь я знаю - клиентам это не нужно. Им нужен четкий личный финансовый план с прописанными целями, средствами и сроками. А исполнение всех фантазий и домыслов заказчика только мешают составлению такого плана. Я помогу накопить, обезопасить здоровье семьи и свою жизнь, приумножить капитал тем, кто вместе со мной сформулирует цели и доверит мне подбор необходимых финансовых инструментов.
А вот подробнее узнать, как я могу помочь в достижении задач именно вам и какие решения считаю для вас подходящими и актуальными, вы сможете на бесплатной ознакомительной встрече со мной. Записаться на ознакомительную консультацию по планированию финансов можно по ссылке.
До встречи!
Ваш финансовый консультант Дмитрий Соболев.
Помогаю бизнесменам и руководителям формировать накопления получать доход с капитала и финансово защищать семью с 2007 года.