Именно таким был основной лейтмотив ответов директора по экспорту ПАО "АвтоВАЗ" Макса Миссана на вопросы, связанные с перспективами российского бренда на экспортных рынках.
О том, какой же она будет, кто ее основные конкуренты, на что и почему будет делаться основная ставка АвтоВАЗа за пределами РФ, господин Миссана рассказал в ходе пресс-конференции, приуроченной к открытию первого в Беларуси по-настоящему концептуального дилерского центра LADA.
- Когда АвтоВАЗ был крупнейшим производителем легковых автомобилей в СССР, доля экспорта в общем объеме производимых им автомобилей в лучшие годы достигала 30 процентов. Какова эта цифра сейчас, какие страны являются основными экспортерами автомобилей LADA?
- С тех пор многое изменилось. Изменились границы, рынки, изменился подход к экспорту продукции. Экспорт автомобилей и машинокомплектов - важная составляющая деятельности АвтоВАЗа. Цифры, которые вы вспомнили сегодня, могут выступить в качестве хорошей цели на ближайшие периоды. По факту же на 2017 год доля экспорта автомобилей LADA составила 7-8 процентов общего объема произведенных ПАО "АвтоВАЗ" автомобилей с ладьей на решетке радиатора. Что касается основных экспортеров LADA, то здесь в числе лидеров Казахстан, Беларусь и Германия.
- Приятно слышать, что у Беларуси с проданными на ее территории 3710 автомобилями LADA почетное второе место среди стран-экспортеров автомобилей ВАЗ. А каково общее количество экспортированных за рубеж автомобилей LADA? Какова структура экспорта по моделям?
- Точные цифры будут опубликованы в середине февраля, вы сможете получить их в PR-службе ПАО "АвтоВАЗ". Сегодня могу сказать, что речь идет приблизительно о 24.000 автомобилей и машинокомплектов.
Согласно информации, предоставленной управлением внешних коммуникаций, в 2017 году ПАО "АвтоВАЗ" было реализовано 311.600 автомобилей LADA. Среди экспортеров в ТС лидером по продажам стал Казахстан, на рынках дальнего зарубежья - Германия. Самые продаваемые на экспорт модели - LADA 4x4 и LADA Vesta.
Дополнить картину экспортных рынков АвтоВАЗа удалось благодаря общению с коллегами из Казахстана, Украины, Азербайджана и стран Западной Европы.
Итак, из 24.000 экспортированных АвтоВАЗом машин:
- в Казахстане в 2017 году было продано 8729 авто, собранных из вазовских машинокомплектов методом крупноузловой сборки (SKD). Благодаря этому LADA заняла второе место на рынке новых автомобилей с долей 18,8%;
- в Украине в силу известных всем причин покупателей нашли лишь 797 автомобилей LADA, доля марки упала на 47% и составила менее 1% рынка новых авто;
- в Азербайджане точную цифру разыскать не удалось, но в прежние годы объем продаж LADA находился у отметки 3000-3500 единиц;
- европейские же продажи LADA с учетом Германии, Австрии, Латвии, Литвы и Эстонии составили 5260 автомобилей.
Оставшиеся под вопросом две с небольшим тысячи экспортированных в 2017 году АвтоВАЗом автомобилей, вероятнее всего, разъехались по странам Африки и Латинской Америки.
Также обратил на себя внимание тот факт, что в той же Европе львиную долю экспорта - 37,96% - составила LADA 4x4, которая в 2,4 раза обошла LADA Vesta, продажи которой в Старом Свете лишь начали набирать обороты (829 шт./год). И это притом что Granta (998 шт.) и Kalina (653 шт.) там тоже нашли своих покупателей. Что и стало поводом для очередного вопроса Максу Миссана.
- В 2017 году самыми продаваемыми автомобилями LADA вопреки ожиданиям стали не новые LADA Vesta и XRAY, а более возрастные модели АвтоВАЗа. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, самыми продаваемыми в РБ были Largus (1197) и LADA 4x4 в З- и 5-дверной версиях (637). Vesta лишь третья (601), а XRAY (364) уступил даже вовсе не культовой и уже далеко не молодой Granta (533). Чем обусловлен подобный перекос в сторону более возрастных моделей? За счет чего АвтоВАЗ рассчитывает увеличивать свои продажи в 2018 и 2019 годах? Ведь он рассчитывает?
- Безусловно рассчитывает. Что касается спроса на новинки, то он находится в стадии роста. И у Vesta, и у XRAY очень большой потенциал. Это подтверждают данные с российского рынка. Обе модели вобрали в себя наработки альянса Renault-Nissan, именно на них и на последующие новинки будет делаться ставка в ближайшие годы. Что же касается спроса на прежние модели, то здесь сложно подвести общую черту. Какие-то автомобили потребители выбирают в силу их доступности, какие-то - в силу их эксплуатационных характеристик, LADA 4x4 и вовсе культовый автомобиль, который любят за утилитарность, надежность и внедорожные характеристики. Но, повторюсь, основная ставка - на новые автомобили. За ними будущее.
- В свете сказанного какие бренды вы видите основными конкурентами LADA на экспортных рынках?
- В первую очередь это Hyundai и KIA.
- Мы с вами ведем беседу в новом концептуальном дилерском центре LADA, который наглядно демонстрирует перемены в подходе АвтоВАЗа не только к своим машинам, но и к местам их продажи, обслуживания и ремонта. Что, по-вашему, было основной проблемой прежних дилерских сетей?
- Особых проблем не было, потребность в реорганизации и ребрендинге дилерских сетей, которые мы ведем с 2016 года, в первую очередь обусловлены желанием предложить клиентам LADA уровень сервиса не хуже, а может быть, и лучше того, который предлагают другие бренды, присутствующие на рынке. И этот центр - яркое тому подтверждение. Прежней LADA уже не будет!
Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber