В теме автопутешествий я с 1998 года. А ежели присовокупить период жизни при советской власти, то к моему "стажу" можно смело добавить еще десятка полтора. Что касается последних 20 лет, то за это время было осуществлено 24 дальних и сверхдальних трипа, в процессе которых мы посетили практически все страны Европы и некоторые близлежащие регионы Азии.
2017-й в плане автопутешествий оказался одним из самых удачных и разнообразных. Впервые подготовка к декабрьской поездке носила последовательный, а не спонтанный характер. В приоритете, впрочем, как и всегда, Германия. На самую активную фазу трипа отводилось, как обычно, шесть дней. В этот раз так получилось, что на один день приходился, по сути, один регион. Стоит заметить, что это уже была третья наша поездка, где познавательная ее часть никоим образом не затрагивала Баварию, в которой, не знаю по какой причине, нашим людям словно маслом намазано.
Как готовимся?
Прежде чем начать рассказ о самой поездке, видимо, имеет смысл написать несколько тезисов о подготовке к ней. Самые очевидные мероприятия - это оформление виз (если их нет), составление маршрута, подбор и заказ жилья, подготовка авто.
Польский туристический шенген мы без труда и нервотрепки получили в десятидневный срок. С маршрутом я возился гораздо дольше. Впрочем, это занятие не менее увлекательное, нежели само путешествие, поэтому все в радость. Подбор жилья в этот раз оказался крайне муторным мероприятием, поскольку приходилось не единожды смещать предполагаемые места дислокации. Почему? Поясню чуть ниже. А вот подготовка машины ("прожорливого", но комфортабельного Chrysler Pacifica) в этот раз оказалась не нужна, поскольку диагностика по итогам летнего трипа никаких проблем, требующих оперативного вмешательства, не выявила.
Непосредственно процесс сборов происходит у нас в штатном режиме, без нервов. А все потому, что у каждого члена экипажа существует составленный много лет назад список предметов и вещей, которые нужно взять в дорогу. Корректируется он лишь в зависимости от сезона. Зимой багаж минимален, так как в нем отсутствует кемпинговое оборудование, а гардероб предельно скуден.
Про ночлеги: жилье в Западной Европе нынче крайне дорого. Зимой на выручку приходят сдаваемые в аренду квартиры и апартаменты. Разумеется, это тоже не самое дешевое удовольствие, но на выходе мы имеем две опции в одном "флаконе", где пренебречь уже можно стоимостью питания. Относительно недорогие апартаменты следует искать не в городах, а в близлежащих деревнях, куда на машине можно добраться без труда. Но для этого следует тщательно шерстить местные сайты, а не лениво заполнять поисковые формы всем известных агрегаторов. А после этого еще и вступать в переписку с арендодателями и быть готовым к большому числу отказов, потому как спрос на жилье перед Рождеством крайне велик. Именно по этой причине поиск жилья для описываемой ниже поездки у меня несколько затянулся.
Поехали!
Стартовали мы аж впятером. В Варшаве был запланирован шопинг для дочки-студентки. Поэтому, дабы не было скучно коротать свободное время и обратный путь, она прихватила с собой подружек.
Выехали в 17 часов вечера пятницы 8 декабря. Не самый подходящий день для быстрого пересечения границы, тем более когда уже в разгаре предновогодний ажиотаж. В связи с этим я до последнего момента колебался в вопросе выбора пограничного перехода. В итоге остановился на "Песчатке" и, видимо, не прогадал, поскольку переход границы занял у нас два с половиной часа.
Далее нужно было определиться с ночлегом. В связи с непредсказуемостью границы заранее я ничего не бронировал, сделал лишь несколько выписок. Пристроить среди ночи компанию из пяти человек оказалось не самым простым мероприятием. Удалось это лишь спустя пару часов на подъезде к городу Седлице, где мы случайно наткнулись на неплохой придорожный мотель. А уместность торга еще и позитива добавила.
В планах на второй день поездки - перегон сквозь Польшу, разбавленный упомянутым шопингом. В Варшаве нам нужно было быть не ранее 11 часов, поэтому времени на то, чтобы минимально выспаться, было достаточно. К тому же двухчасовая разница во времени - это несомненный бонус при движении с востока на запад в ходе зимних поездок.
В урочный час мы спешились в ТЦ "Аркадия". Пяти часов хватило на то, чтобы с большего удовлетворить все запросы ребенка. Как следует перекусив и воссоединившись с девчонками, мы направились к месту их вписки на ближайшую ночь.
Поскольку запасы топлива я предусмотрительно пополнил еще с утра, далее нам предстоял безостановочный перегон до немецко-польской границы. Ночлег был забронирован в городе Згожелец. Это моя самая любимая перевалочная база на границе с Германией. Здесь большой выбор ТЦ, бюджетных комфортабельных отелей и АЗС с относительно низкими ценами на топливо. На другом берегу Нейсе - богатый на достопримечательности немецкий Гёрлиц. Запас продуктов на первое время мы создали еще в Варшаве, поэтому в этот раз в Згожельце нас интересовали только заправка и ночлег.
От Кранцаля до Нойфеля. Дед Мороз и детский смех
На третий день поездки нам предстояло перетерпеть еще один затяжной перегон - в сердце земли Баден-Вюртемберг. Но прежде будет долгожданная саксонская культурная программа. В связи с этим пришлось вставать по будильнику. Стартовали в начале восьмого. Дабы минимизировать риск ненужных полицейских проверок, границу преодолели в городской черте и только затем выбрались на автобан.
Первая цель - местечко Кранцаль, расположенное у подножия Рудных гор. Это пара часов езды от границы. Погода изумительная: яркое солнце, легкий морозец и приличный слой свежевыпавшего снега. Все, о чем мы так долго мечтали! Правда, дорога местами напрягает, так как снег еще не убран и существует опасность не разминуться с каким-нибудь лихим немецким провинциалом на летней резине.
Так уж повелось, что "железнодорожная тема" - одна из обязательных составляющих наших путешествий. Особенно зимой. Число узкоколейных железных дорог, построенных в Германии, превышает сотню. Около половины из них до сих пор функционирует. Большинство - на территории бывшей ГДР. Причем значительная часть - на паровозной тяге. И что важно - это не туристический аттракцион, а линии с регулярным пассажирским сообщением, где поезда ежедневно ходят согласно расписанию. В предыдущие годы мы уже опробовали несколько маршрутов. Теперь очередь за Fichtelberg Bahn, одной из конечных станций которой и является Кранцаль.
Ведь перепад высот на этой железнодорожной ветке достигает двух с половиной сотен метров. Кстати, паровоз нам достался один из самых старых, что трудятся на данной ветке, - производства 1929 года.
Время в пути - чуть менее часа, но пролетает оно незаметно. Картинки за окном меняются крайне быстро.
На станциях - предрождественский антураж, по вагону ходит колоритный немецкий Дед Мороз, который раздает детям сладости за прочитанные стихотворения. Немецкий люд живой, раскрепощенный и веселый. То и дело из разных уголков вагона слышится разухабистый смех. Дети не капризничают по определению.
Конечная станция - курорт Обервизенталь.
В обратный путь состав отправится через час. За это время паровоз как следует "покормят" и "напоят", а мы успеем вскарабкаться к церкви, прогуляться по заснеженным улицам Обервизенталя, изучить инфраструктуру станции, депо и близлежащей территории.
Дизель умчался на подмогу встречному составу, так что обратно паровоз нас тянул в одиночку. Скорее даже придерживал, дабы не дать скатиться самостоятельно. Погода резко стала портиться, что вселяло определенную тревогу.
Вернувшись в Кранцаль, мы мельком взглянули на местный вокзал и шикарный виадук, по которому очередная электричка умчалась в Хемниц.
Наскоро перекусили в машине, после чего поспешили к следующей достопримечательности - городу Аннаберг-Буххольц, одной из жемчужин Рудных гор.
Рудные горы - один из немногих регионов, славящихся традиционными народными промыслами, прежде всего рождественской тематики: резные деревянные подсвечники, сказочные персонажи во главе со Щелкунчиком, пирамиды и прочее. Отдельная тема - потрясающие кружева. Все это продается на рынке в изобилии, только вот цены весьма кусачие.
Характерно, что и сам базар оформлен в соответствующем духе. Ничего подобного в других регионах Германии нет и в помине.
Лишь явно усиливающийся снег заставил нас свернуть культурную программу, в которой значилось еще немало опций.
С опаской преодолев местные дороги, мы добрались-таки до вожделенного автобана. Наивный, я полагал, что на этом наши приключения на сегодня закончатся. На самом деле все только начиналось. По мере продвижения на юг снегопад стал кратно усиливаться. Асфальт исчезал под слоем осадков. Скорость пришлось резко снизить. Время предполагаемого прибытия на экране навигатора катастрофически росло. Но основным сдерживающим фактором стали снегоуборочные машины, толку от которых было не так уж много, поскольку гребли они поверхностно, при этом никакими реагентами дорогу не посыпали.
Локальных пробок тоже избежать не удалось. К счастью, после Нюрнберга, когда мы свернули на запад, ехать стало проще. Здесь уже успели обработать автобан реагентами, поэтому снежная каша большой опасности не представляла.
К месту дислокации в окрестностях городка Нойфен мы прибыли с двухчасовым опозданием - в 21.40. Благо владельцы жилья еще не спали. В цокольный этаж своего коттеджа нас заселял хозяин - забавный и смешливый поджарый немец среднего возраста. Апартаменты, которые станут нашим домом на ближайшие две ночи, оказались выше всяких похвал.
"Если видишь крутую панораму, не торопись жать на "газ"
Четвертый день поездки прогнозируемо стал самым сложным, поскольку он целиком был посвящен шопингу. Точка приложения сил и средств - полюбившийся нам "город-аутлет" Метцинген, до которого ехать всего-то 15 минут.
Мужская часть программы, как обычно, особых затруднений не вызвала, а вот женская неожиданно грозила закончиться полным фиаско. К счастью, хоть и на падающем флажке, все закончилось хеппи-эндом. В результате был получен бесценный опыт: шопинг в декабре - это не самое удачное время. Оптимальное время для зимы начинается после праздника Богоявления.
Пятый день у нас был полностью посвящен Баден-Вюртембергу. Аккуратно обогнув Штутгарт, мы к вечеру должны были достичь северных границ этой федеральной земли. Первый этап - бассейн реки Неккар. В Тюбингене мы уже были, поэтому едем сразу в Роттенбург. Берега реки заселены чрезвычайно густо, поэтому движение даже на местных дорогах весьма плотное, но при этом достаточно динамичное, так что зевать некогда.
Роттенбург-на-Неккаре предстал пред нашими очами в образе эдакого типичного немецкого городка с хорошо сохранившимся сонным историческим ядром, сформировавшимся вокруг симпатичной Рыночной площади.
Площадь опоясана крепкими каменными домами, но доминирует здесь собор св. Мартина.
В Роттенбурге сильнее всего запомнились амбар для сбора оброка, госпиталь Святого Духа, виноградная давильня при госпитале.
Очень хорош променад на правом берегу реки, с которого открываются занятные виды на город.
Следующая остановка - в Хорбе. К нему мы подъезжали по правобережью Неккара, поэтому успели запечатлеть дивную панораму. Вообще, в облагороженной Европе существует аксиома, согласно которой, если видишь крутую панораму, не торопись жать на "газ", дабы не прозевать паркинг с бельведером.
Хорб-на-Неккаре совсем небольшой городок, но с весьма бурной жизнью, которая кипит на правом берегу. А вот на взметнувшемся вверх левобережье царит штиль.
Прежде чем совершить подъем по лестничному лабиринту, мы осмотрелись внизу, где обнаружили массивные городские ворота, 500-летние фахверковые "небоскребы" и эротический декор а-ля Отто Диц.
Очевидно, что город строился сверху вниз, от доминиканского монастыря.
Мы же двигались в обратном направлении, регулярно оглядываясь. Чем выше, тем масштабнее панорама.
В Хорбе не так много исторически значимых сооружений, зато здесь есть своя "маленькая Венеция".
На этом наш краткий трип вдоль Неккара закончился. Далее будем "внедряться" в Шварцвальдский горный массив. Но до этого совершим еще пару остановок. Первая - в крохотном Дорнштеттене. Панораму городка я прозевал, поэтому первая остановка - непосредственно в его центре.
Дорнштеттен сплошь фахверковый, поэтому в любое время года смотрится нарядным и праздничным.
"Снега навалило уже с метр"
Следующая пауза - Фройденштадт. Город с ходу поражает огромной площадью в самом его сердце. Кстати, самой большой в Германии.
Здесь тебе все "рынки" сразу в одном флаконе. Это результат масштабной послевоенной реконструкции, в результате которой сохранились лишь исторические названия. Все остальное с большего новодел.
Но получилось здорово, хотя и не очень уютно. В глаза бросаются аркады, окаймляющие периметр площади, Г-образная церковь и штадтхаус в центре Верхнего рынка.
Фройденштадт, находящийся на высоте 730 метров, - это город-курорт, понять это можно без труда, поскольку его планировка и уличный дизайн соответствуют неким привычным для такого рода мест критериям.
Покинув этот необычный город, мы устремились еще выше по знаменитой Шварцвальдской высотной дороге. Я к ней приглядывался давно, но попасть сюда удалось впервые. Впрочем, зимний трип по этой дороге даже разведкой боем назвать сложно. Снега навалило уже с метр, поэтому свернуть с главного направления невозможно. Тем не менее мы таки смогли убедиться в том, что Шварцвальд действительно черный, полюбоваться очаровательной сединой вековых елей и восхититься фантастическим закатом.
Темнота нас накрыла аккурат по приезде в Баден-Баден. Я не очень жалую сверхпафосные и крайне избалованные туристами города, но ведь бывают и исключения из правил. Тем более удивительно, что город нам очень понравился. Сначала мы прониклись видами на замок и коллегиатскую церковь.
Затем, поднявшись к ним, оценили восхитительную панораму города.
Прогулка, конечно, получилась несколько скомканной, но искать в темноте все топовые достопримечательности Баден-Бадена уже не хотелось. Тем более что уже пора было подумать о заселении.
Очередной ночлег был забронирован на окраине ничем не примечательного Гаггенау, до которого мы добрались за 15 минут. Хозяйка - этническая немка из Сибири. Ее муж тоже немец, но с Кавказа. В Германию их вывезли родители. За 20 лет наши арендодатели создали семью, профессионально выросли (она - операционная медсестра, он - айтишник на Mercedes), построили добротный дом. Наши апартаменты с отдельным входом находились в цокольном этаже. Оснащение - на высочайшем уровне. Стерильная чистота, словно в операционной. Возможно, из-за подобных ассоциаций нам несколько не хватало уюта. Но это я уже придираюсь.
"Базарчик, названный в честь нибелунгов, оказался весьма скромненьким"
Шестой день путешествия планировался с религиозным уклоном, потому как в приоритете были сакральные объекты.
С утра нам снова подфартило с погодой. Навигатор повел местными дорогами средь припорошенных снегом холмов и деревень, что, несомненно, добавляло позитива. Первая остановка в Маульбронне, который вырос вокруг цистерцианского монастыря. Аббатству без малого 900 лет, оно является одним из самых известных в Европе.
Основные красоты монастырского комплекса находятся внутри. Это окруженный крытыми галереями внутренний дворик, родниковая часовня с пирамидальным фонтаном для омовения рук и церковь.
В алтарной части храма - так называемый барельеф скорби.
Территория монастырского комплекса - это уютный мини-городок со своей ратушей, жилыми и хозяйственными постройками и гостевой часовней.
Далее мы начинаем вторжение в долину Рейна, тем самым перемещаясь в федеральную землю Рейнланд-Пфальц. Поездки в этих краях - не для слабонервных. Чумовой трафик на автобанах, многокилометровые пробки на съездах с них и стыках способны в одночасье разрушить четко выстроенные планы. Нас это тоже коснулось, поэтому даже программу-минимум не удалось реализовать в полной мере.
Начали мы со Шпайера. Закрепившись на подвернувшемся паркинге, оказались меж двух огней. С одной стороны застыл в небе Боинг-747 - символ местного Технического музея.
С другой - громада собора.
На осмотр музея и дня маловато, поэтому вписать такое мероприятие в наш краткосрочный трип крайне сложно. Так что направляемся в храм, который является вторым по величине романским сооружением в Европе.
Интерьеры собора предельно аскетичны, поэтому ничто не мешает наслаждаться простотой линий и величием романской архитектуры.
Жемчужина собора - его крипта, самая большая в мире. Высота сводов этой "нижней церкви" - 7 метров.
Здесь же находится императорская усыпальница, в которой захоронено более десятка королей и императоров.
Сам Шпайер до сей поры не утратил имперского духа. Куда ни глянь, всюду в глаза бросаются размах и роскошь.
До Вормса добрались без задержек. Только вот некстати начавшийся холодный дождь подпортил и настроение, и впечатление от прогулки. 2000-летнй город, помнящий даже мифических нибелунгов, значительно пострадал в ходе войны. Восстанавливать в первозданном виде его не стали, поэтому в Вормсе интересные объекты сохранились лишь точечно.
А вот местный базарчик, несмотря на интригующее название в честь нибелунгов, оказался весьма скромненьким. Так что на нем мы надолго не задержались.
50 километров до Майнца ползли полтора часа. Впрочем, по-любому прибыли бы в город уже в темноте. С парковками там беда. Если бы не удалось пристроиться, я бы поехал дальше. Но мой единственный заготовленный вариант не подвел. Дождь, к счастью, закончился, поэтому на разведку мы отправились в охотку.
В Майнце находится еще один из тройки императорских романских кафедральных соборов, которые сохранились до наших дней в первозданном виде.
Попасть внутрь него уже не представлялось возможным. Даже подступиться к храму в темноте было непросто, поскольку центр города оккупировал бесконечный рождественский базар.
Переезд к месту ночевки был столь же мучительным, как и дорога до Майнца. Лишь соскочив с автобана, мы ощутили вольницу. Подбор места для предстоящего ночлега оказался крайне вариативным. Окончательно определился я с ним лишь двумя днями ранее, причем пришлось даже сделать предоплату, чего я обычно стараюсь избегать. Целью этих сложных манипуляций было заселение максимально близко к первой цели следующего дня. Поэтому выбор и пал на городок Альтендиц.
"Царство фахверка"
Накануне вечером мы уже добрались до земли Гессен. Собственно там мы и проведем весь седьмой день нашего путешествия. А если точнее, то это будет долина реки Лан.
Восход казался зловещим, но осадков не наблюдалось. Спасибо природе и за это.
Красивости в долине Лана буквально на каждом шагу. Мы еще и в машине не успели толком освоиться, как пришлось резко тормозить - уж больно эффектно смотрится замок Графеншлосс в городке Диц.
Неподалеку мелькнул еще один замок - Ораниенштайн, но бельведер с видом на него мы попросту прозевали. Впрочем, расстраиваться я не стал. Нам бы за сегодня хотя бы программу-минимум успеть отработать.
В Лимбурге-на-Лане, где у нас первая остановка, постоянно приходится ходить с открытым от изумления ртом. Потому как это город с одним из самых хорошо сохранившихся средневековых центров в Германии. Начали мы с моста, откуда открывается открыточный вид на Лимбург.
Кстати, сам Старый мост с оборонительными башнями тоже является значимой достопримечательностью.
Крошечный паутинообразный центр города - это царство фахверка. Дома здесь относятся ко всем эпохам. Самым старым более 700 лет.
Романо-готический собор Лимбурга, безусловно, топовая достопримечательность.
В противовес фривольному внешнему виду интерьеры храма в меру аскетичны.
За собором примостился замок. Грозный снаружи и уютный внутри.
На фоне мук на рейнландских автобанах, перемещаясь между городами долины Лана по незагруженным живописным местным дорогам, я испытывал истинное удовольствие от вождения. Правда, периоды эти были крайне непродолжительными, поскольку переезды длились минут по 15, не более.
Следующая остановка - в крохотном Рункеле. Здесь в приоритете фамильный замок рода Рункелей.
В центре привлекает внимание разве что крепенькая деревенская рождественская ель.
Спускаемся к Лану, который, между прочим, нешуточно разлился. На правом берегу Лана стоит другой замок - Шадек.
В Шадеке у меня сработало шестое чувство: вместо того чтобы идти прямой наводкой в замок, я свернул налево и вскоре был вознагражден чумовым видом на Рункель.
Далее у нас Вайльбург. Здесь на высоком берегу над излучиной Лана распластался то ли замок, то ли дворец рода Нассау.
Самое красивое место - внутренний дворик с башнями и изумительным ренессансным декором.
У нас вновь короткий переезд, в результате которого мы прибыли в Браунфельс. Со стороны кажется, что это только сказочная средневековая крепость.
На месте все оказалось несколько иначе. Но сначала мы карабкаемся ко входу в замок. Достигнув цели, я поймал себя на мысли, что его планировка во многом схожа с планировкой символа Эльзаса - крепости О-Кёнигсбург.
И чем дальше мы проникали в чрево Браунфельса, тем сильнее становилась эта ассоциация.
Замок и поныне находится в частном владении, поэтому попасть внутрь можно лишь с целью ознакомления с коллекцией оружия, фарфора, костюмов, предметов быта etc., но никак не интерьеров. Я засомневался, стоит ли идти, но буквально разразившийся мокрый снег не оставил нам выбора. Впрочем, мы ни разу об этом не пожалели, тем более что плата за вход символическая, а коллекция на удивление масштабная.
Поиски следов Советской армии и впечатления от бывшей ГДР - во второй части путешествия, которая будет опубликована уже завтра. Следите за сайтом!
Autotraveller
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber