22 января скончалась американская писательница Урсула Ле Гуин. По этому поводу сказано много громких слов, какой она была замечательной писательницей, на сколько языков были переведены её книги, но без подробностей, к сожалению. Потому я решил сегодня пролить свет на её вклад в литературу.
Первым произведением Ле Гуин, которое я прочитал, был «Волшебник Земноморья». Напомню, впервые он был опубликован в 1968-м году. Чтение увлекательное и философское. Однако чтобы понять ценность философии «Волшебника», мне потребовались годы взросления и чтения.
Как-то раз я заметил один популярный приём в сюжетах — тяжёлое прошлое и его влияние на поступки. Вроде бы банальность, но это только подтверждает силу убеждения приёма с прошлым — он вездесущ, но всё никак не превратится в клише. Раз за разом прошлое отбрасывает мрачную тень и меняет судьбы.
Чтобы не быть голословным, упомяну знаменитого «Гарри Поттера», где и главный герой, и антагонист пережили тяжёлое детство. Войдя в волшебный мир, антагонист за прошлое мстит, а Поттер из-за прошлого постоянно спасает мир. Я, конечно, бессовестно упрощаю, книги не сводятся к одному только прошлому и мести, но эта линия прошлого в «Поттере» не из пальца высосана, согласитесь.
Так вот в этом свете «Волшебник» принципиально отличается тем, как главный герой решает свои проблемы с прошлым, не дающим покоя. Вместо того, чтобы лелеять боль через месть, чтобы засахаривать боль в подвигах, чтобы глушить боль в непрерывной работе, главный герой обретает гармонию с самим собой. Он приходит к полному разрешению внутреннего конфликта, и что самое интересное, после этого подвиги его продолжаются.
Если задуматься, множество вещей в мире происходят из-за травм прошлого. Порой целые народы живут одним прошлым в мании взять реванш. В этом смысле Ле Гуин — одна из немногих, кто поставил под сомнение подвиги под гнётом прошлого, кто задал вопрос, а может ли вообще человек исцелить мир, если не исцелён сам, кто подставил под вопрос возможность самоисцеления через подвиги в принципе.