Найти в Дзене
исторические факты

Зачем моряки опоясывались пулеметными лентами?

Казалось бы простой вопрос - зачем морячкам нужно было перематывать себя пулеметными лентами? Но, как оказалось, однозначного ответа нет. Есть несколько мнений историков, которые я сейчас приведу, выбирайте какой понравится. Версий было рассмотрено много. И, оттолкнувшись от того, что в основном на фото опоясывались пулеметными лентами моряки, получилось следующее. Некая традиция исходит корнями еще со времен Первой мировой войны. И именно с флота. Когда выяснилось, что самолет и дирижабль — это не цирковой аттракцион, а летательный аппарат, способный сбросить с воздуха не только листовки, но и вполне себе осязаемые бомбы или баки с горючей смесью, естественно, воюющие страны стали уделять внимание ПВО. Точнее, приспосабливать имеющиеся в их распоряжении системы вооружения к стрельбе по воздушным целям. Основным пулеметом в то время в российской армии был «Максим». Он и прописался на кораблях. А где устанавливались пулеметы для борьбы с аэропланами? Естественно, там, где этот аэроплан

Казалось бы простой вопрос - зачем морячкам нужно было перематывать себя пулеметными лентами? Но, как оказалось, однозначного ответа нет. Есть несколько мнений историков, которые я сейчас приведу, выбирайте какой понравится.

Версий было рассмотрено много. И, оттолкнувшись от того, что в основном на фото опоясывались пулеметными лентами моряки, получилось следующее.

Некая традиция исходит корнями еще со времен Первой мировой войны. И именно с флота.

Когда выяснилось, что самолет и дирижабль — это не цирковой аттракцион, а летательный аппарат, способный сбросить с воздуха не только листовки, но и вполне себе осязаемые бомбы или баки с горючей смесью, естественно, воюющие страны стали уделять внимание ПВО. Точнее, приспосабливать имеющиеся в их распоряжении системы вооружения к стрельбе по воздушным целям.

Основным пулеметом в то время в российской армии был «Максим». Он и прописался на кораблях. А где устанавливались пулеметы для борьбы с аэропланами?

-2

Естественно, там, где этот аэроплан можно было заметить. То есть как можно выше, на постах наблюдателей, сигнальщиков и дальнометристов. В «гнездах» на мачтах, на боевых марс-площадках и тому подобных местах. Это уже ближе ко Второй мировой войне корабли обзавелись ПУАЗО, и зенитки можно было ставить где угодно. Но в начале 20-го века пулеметы и орудия устанавливали как можно ближе к наблюдателям, то есть тем, кто мог осуществить целеуказание.

Фото времен Первой мировой очень мало, но вот фото зенитчика с "Октябрьской Революции". Значит, на втором плане — "Марат". Можно оценить по снимку высоту, на которой расположен зенитный расчет.

-3

Соответственно, возникала проблема с подачей патронов. Да, на посту ЗУ можно (и нужно) хранить определенный боезапас. Но корабль несколько менее пригоден для этого. Тут и качка, которая усиливается по мере подъема над палубой, и агрессивная среда в виде влажного морского воздуха, насыщенного солью.

А в целом просто не планировалось создавать посты ПВО, но пришлось.

На марс-площадки залезали по скоб-трапам. Вполне возможно, что моряцкая традиция опоясывания возникла из этой необходимости — доставить боезапас к пулемету в условиях качки. Моряки, особенно русские, были испокон веков на выдумки горазды. В плане облегчения себе жизни. Потому и сообразили, карабкаясь по скоб-трапу и таща на себе коробку с лентой. Или коробку надо держать в зубах, или смириться с перспективой скоростного спуска на палубу. Вот и придумали — опоясываться.

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, мне «зашло». Очень все логично. Плюс еще неуемная тяга моряков к «понтам». Как знак некоего отличия, дескать, не в трюме отсиживаюсь, а делом в бою занимаюсь. Что, кстати, тоже соответствует действительности.

Флот наш в Великой Отечественной, скажем откровенно, воевал так, что мог себе позволить отправлять матросов в морскую пехоту. Некоторые корабли оставались с минимумом экипажа в портах, а личный состав уходил воевать на сушу.

И здесь снова появляются моряки, перепоясанные пулеметными лентами. Здесь я из множества версий отобрал две.

-4

Версия первая. Недостаток снаряжения, особенно по первому времени.

Соглашусь с теми, кто высказывал мнение, что ленты на матросах — это своеобразные патронташи. Действительно, винтовка во флотском экипаже — не самая важная вещь. Там всем есть чем заняться, помимо несения караульной службы. А в бою на корабле стрелковое оружие вообще без надобности. Пора абордажей прошла.

Вообще, по уставу краснофлотец должен был иметь в снаряжении два двухсекционных патронных подсумка образца 1937 г. для 7,62-мм винтовки образца 1891/30 г. Для краснофлотца, вооружённого самозарядной винтовкой СВТ-40, взамен правой патронной сумки обр. 1937 г. выдавалась сумка для двух магазинов или унифицированная патронная сумка.

Вопрос наличия снят, ибо на фотографиях эти предметы практически не встречаются.

-5

Штатный носимый боезапас того времени — 120 патронов. У матросов штатное снаряжение соответствовало пехотному, отличаясь только черным цветом кожаных элементов. Это подсумки к «мосинке», СВТ, запасные патронные сумки, нагрудные патронташи, поясные патронташи. В начальный период войны были брезентовые эрзацы вместо штатных кожаных. Доставать оттуда патроны удобнее, заряжание оружия, учитывая, что патроны в обоймах, производится быстрее.

Кроме того, патроны менее подвержены загрязнению. А вот у пехоты сухопутной почему-то лент на бойцах нет...

-6

Видимо, здесь налицо так называемый «флотский шик». С одной стороны, очевидная нехватка снаряжения, с другой стороны, быстро вспомненная традиция времен Первой мировой и Гражданской войн.

Плюс здесь стоит вспомнить, что флотская форма того времени отличалась от сухопутной именно меньшим количеством карманов. Так что все, что оставалось по принципу «все свое ношу с собой», — это обмотаться пулеметной лентой. Тут и 250 патронов при себе, и (что немаловажно) вес равномерно распределен по телу.

Кстати, тема-то не новая... Такой способ практиковали многие.

-7

Версия вторая.

На вторую версию натолкнули фотографии, которые были сделаны в то время, когда кризис миновал. Но по-прежнему ленты на моряках присутствовали. Причем, как на этой фотографии. Ленты на бойцах, которым эти патроны точно как БК не пригодятся, ибо налицо уже ППШ.

-8

Есть ли смысл, кроме «флотского шика»? Оказалось, есть.

Морская пехота — особый род войск. Да, морпехов использовали и чисто в оборонительных боях типа Невского пятачка или обороны Севастополя. Однако дальше пошла череда десантных операций, особенно на Черном море. Высадки с кораблей.

Cтандартный БК к «Максиму» того времени был 2500 патронов, то есть 10 лент. Каждая весом около 6 кг. Почему я беру «Максим»? Потому что СГ-43 пошел намного позже, а ДП все-таки был ручной пулемет чисто поддержки пехоты, и уступал «Максиму» как в темпе стрельбы, так и в дальности. Так что все тот же «Максим»…

Идем дальше. Высадка десанта. С кораблей, с катеров, с мотоботов… Без разницы. Суть одна: под огнем противника надо зачастую сигануть с борта в воду, добраться до берега, там найти укрытие от пуль и осколков, и приступать к выполнению задачи.

То еще удовольствие…

Но мы говорим о вопросах доставки. Здесь для пулеметчика «рай» наоборот. Мало того, что надо доставить до берега тело пулемета и станок, так еще и БК.

В сухопутных войсках все проще. Согласно главе 12 «Служба станкового пулемёта» Руководства для бойца пехоты от Управления боевой подготовки ВИК РККА (1938 г.), расчет станкового пулемета «Максим» состоял аж из 4-х человек, кроме наблюдателя-дальномерщика и командира отделения, которые работали на все три отделения пулеметного взвода.

  • Наводчик. Ведёт огонь из пулемёта и выполняет всю работу, связанную с использованием пулемёта в бою.

2. Помощник наводчика. Помогает наводчику и отвечает за то, чтобы при пулемёте было достаточное количество патронов и все, что необходимо для ведения огня.

3. Подносчик патронов по указанию начальника пулемёта или наводчика подносит патроны, воду, смазку и все необходимое для боевой работы пулемёта.

4. Ездовой ведает пулемётной повозкой (тачанкой), перевозит пулемёты, организует снаряжение лент патронами и подноску их к пулемёту.

В морской пехоте наличие ездового с тачанкой как бы не предусматривалось. Хорошо, два подносчика. Каждый из которых кроме винтовки и всего остального должен был по идее переправить 5 коробок с лентами. И в случае ранения или гибели до момента выхода на сушу спокойно эти патроны утопить.

Да, морпехи, может, и были «понторезами», но дураки там явно долго не жили. И выход был прост, как пять копеек. Снова старая добрая обмотка лентами.

-9

Для подносчика прыгнуть в воду, имея в каждой руке по коробу с лентой — возможно, но… m, умноженное на g, никто не отменял, да еще и в условиях сырости и влажности. Мог короб и вырваться из рук. Какой бы ни была коробка герметичной (не была, уточнял), купание ей на благо не пойдет. Плюс шальная пуля или осколок, и вот вам — 20% БК к пулемету на дне неизвестно где.

Распределение лент по другим бойцам просто увеличивало шанс того, что эти ленты доберутся до берега на этих самых бойцах.

Плюс в случае намокшей, высохшей и покоробившейся брезентовой ленты патроны можно было выровнять с помощью вот такого приспособления где угодно, на любой ровной поверхности.

-10

Так что получается, что, с одной стороны, и «флотский шик», а, с другой стороны, морская традиция весьма даже полезная с точки зрения боевого применения.

А морпехам за их дела можно и не такое простить, не правда ли?