Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Немецкие Пантеры на службе Франции

Наряду с легендарным «Тигром», немецкий танк Пантера стал одним из символов бронетанковых достижений Германии. Машина, созданная под впечатлением, и в ответ на советский Т-34 была одной из «чудо-машин» Гитлера, которыми он надеялся переломить ход битв.

Но история показала обратное – и великолепно задуманные и сконструированные машины не полностью оправдали надежды создателей. Первые образцы были откровенно ненадежными, требующими модернизации. По мнению историков, технологичного эталона «Пантера» смогла достичь лишь 1944 году. Этот танк не только был «рабочей лошадкой» немецких танкистов. Машины этого типа успели побыть на вооружении бывших противников – чаще, чем любой другой немецкий танк того времени! И сегодня мы поговорим о самых активных зарубежных операторах «Пантеры» - французах!

-2

Предыстория. Пантеры по лицензии

Зимой 1943 года, когда серийный выпуск «Пантер» был налажен, подняли вопрос о производстве машины в странах-союзницах. Прежде всего, в этом была заинтересована Италия, которая могла бы обеспечить свои наземные силы актуальным танком, и стать резервной площадкой для обеспечения немцев. Долгие переговоры предполагали несколько вариантов сотрудничества. Итальянцы хотели помощи немцев для налаживания производства танков на пустующем заводе Fiat, а немецкая сторона настаивала на поставках готовых танков итальянцам, получая взамен стволы для орудий, и броневую сталь. Но не сложилось. Пока представители стран вели переговоры, Муссолини благополучно арестовали, выведя Италию из состава немецких союзников.

-3

Из стран оси, имеющих мощную производственную базу, оставалась Япония. Здесь договоренность была получена быстрее, и компании MAN была обязана передать один танк, и комплект документов, достаточный для налаживания производства. Но и этим планам не суждено было сбыться. Натиск советской армии стал первоочередной проблемой, и заводы Mitsubishi Heavy Industries остались без немецкого танка. Единственный союзник немцев, получивший вожделенную кошку – это Венгрия. В 1944 году им была передана первая партия из пяти машин. Но задержаться в Будпеште они не успели. Буквально сразу их отправили на советско-германский фронт для усиления частей. Таким образом, Германия до конца войны оставалась «монопольным» производителем и оператором PzKpfw V «Panther”

Немцам – от Франции

Как ни парадоксально, но чаще «Пантеры» доставались противникам Германии и ее союзников. Советские, британские и французские танкисты в разные периоды времени использовали немецкую машину. Но нигде с ней так не «подружились», как во Франции. Что забавно, учитывая начало войны.

Somua S35 на службе в панцерваффе.
Somua S35 на службе в панцерваффе.

К 1940 году танковые силы Франции имели 3101 танк. Казалось бы, это больше, чем у немцев на всем западном фронте (2488), который привел их к молниеносной оккупации большой части Европы. Но если посмотреть подробнее, то откроется картина несостоятельности. Среди кучи откровенно устаревших машин, французы имели менее пятисот более-менее современных танков Somua S35 и B1bis. Обсуждая быстрое падение Франции, многие ошибочно указывают в списке причин несовершенство их машин. Но так ли это? У французов с немцами получилось примерно тоже, что и у СССР и Германии. Объективно, только средний Pz IV мог составить конкуренцию лучшим боевым машинам французов. Большинство легких Pz I и Pz II были с натяжкой аналогичными, или даже более слабыми. Но победило множество нюансов: в отличие от французов, немецкие танки обладали радиосвязью, а их использование было более эффективным и оправданным. Как бы там ни было, но большинство уцелевших образцов французского танкопрома достались немцам в качестве трофеев. К слову, никакая другая страна так щедро не «оснащала» трофеями немцев, как Франция. Большинство уцелевших машин и боеприпасов использовались по прямому назначению, а некоторые были задействованы в качестве тренажеров, тягачей, или переделывались в САУ, как Marder I. В линейных частях Вермахта машины на базе французских танков, полученных в кампании 1940 года, находились вплоть до конца войны.

Marder I - САУ на базе французского бронетранспортера Lorraine 37L
Marder I - САУ на базе французского бронетранспортера Lorraine 37L

Французам – от немцев

"Пантера" дивизии "Дас Райх" движется по Парижу. Лето 1944 года.
"Пантера" дивизии "Дас Райх" движется по Парижу. Лето 1944 года.

Ввиду этого символична история одного из лучших танков Германии того периода во Франции. После разгрома и оккупации в 1940 году, французам пришлось надолго забыть о собственных танковых войсках, не говоря об оборонной промышленности. Переломным моментом стал 1944 год, когда союзные силы высадились в Нормандии. Это вдохнуло жизнь в Движение Сопротивления, которое сыграло немалую роль в освобождении страны.

Одна из машин, захваченных Движением сопротивления.
Одна из машин, захваченных Движением сопротивления.

В составе немецких сил, действовавших на территории Франции летом 1944 года, была танковая дивизия «Дас Райх», оснащенная танками «Пантера», которым было суждено войти в состав вновь создаваемых танковых сил страны. Первые несколько машин были захвачены местными партизанами, и использовались против бывших операторов. Франция была освобождена, а большинство «кошек» - в разной степени дееспособности, были оставлены на улицах Парижа.

Набережная Сены, 1944 год. Парижане рассматривают подбитую "Пантеру".
Набережная Сены, 1944 год. Парижане рассматривают подбитую "Пантеру".

После окончания войны, Франция начала по крупицам восполнять обороноспособность. О налаживании производства речи идти не могло - на помощь приходили союзники и…бывшие оккупанты. До начала серийного производства послевоенных машин, французские части были укомплектованы американскими машинами, поставленными по ленд-лизу. А 503 и 501 танковые полки были вооружены теми «Пантерами», которые удалось собрать и отремонтировать по местам боев 1944 года. Таковых оказалось несколько сотен, что позволило создать полноценное соединение. Иронично, но у Французов «Пантеры» были в одном строю с бывшими визави – американскими M4 Sherman.

Учения 503 танкового полка Франции, 1947 год. В одном строю с немецкими танками - американские бронетранспортеры.
Учения 503 танкового полка Франции, 1947 год. В одном строю с немецкими танками - американские бронетранспортеры.

Эксплуатация машин продлилась вплоть до 1949 года. Что примечательно, - это дольше, чем их использовали сами немцы! Nому поспособствовала инфраструктура. В частности, центр по подготовке экипажей «Пантер» располагался на территории оккупированной Франции. Машины были выведены из эксплуатации лишь по причине износа, и исчерпания резерва запчастей.

Промышленный кран, где-то на просторах Франции. 1970-е.
Промышленный кран, где-то на просторах Франции. 1970-е.

После этого, их судьба незавидна. Шасси некоторых машин пытались применить в мирных целях – до окончательного исчерпания ресурса. Оставшиеся танки шли на слом, или – изредка – оседали в музеях и частных коллекциях.

Одна из машин, на реставрации в танковом музее Сомюра.
Одна из машин, на реставрации в танковом музее Сомюра.

Но некоторые конструктивные элементы немецкого танка прожили намного дольше! Так, при проектировании послевоенного французского танка AMX-13 был использован опыт немецких конструкторов. А орудие французской машины построено на основе 75-мм пушки KwK 42 L\70, установленной на «Пантерах». Таким образом, французы продлили жизнь трофейного танка – пусть и частично.

Орудие SA-49 танка AMX-13 - немецкое наследие.
Орудие SA-49 танка AMX-13 - немецкое наследие.