Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это имя? Даже если кто-то не знаком с творчеством этого писателя, в голове крутится: юмор, чайка, пенсне, смешные рассказы. Чехова знают все, его творчество - символ иронии, глубокого смысла и юмора. То, как Антону Павловичу удалось войти в историю литературы, заставляет задуматься о том, что твой путь обязательно найдет тебя, пусть и не сразу, но найдет.
"В детстве у меня не было детства"
Маленький Антон жил непросто: он был одним из 6 детей, его отец был мелким купцом в Таганроге и держал лавку. Для того, чтобы обойтись без помощника, которому пришлось бы платить, Павел Егорович решил использовать в лавке "своих собственных людей", т.е. детишек. В том числе и Антона. Ему приходилось проводить в лавке всё своё время, часто в ущерб учебе. Уроки маленький Антоша делал там же, если оставалось хоть немного сил. Надо отметить, что такая работа подорвала здоровье Чехова, ведь, в лавке было холодно, дабы дольше сохранять продукты. К тому, что нужно работать всегда, Антон привык, но тяжело ему было смириться с одной прихотью своего отца... Дело в том, что Павлу Егоровичу уж очень нравилось церковное пение. Именно поэтому он заставлял своих детей петь в церкви. Антон это люто ненавидел. Все прихожане смотрели на него и его братьев как на маленьких ангелочков, умилялись, а дети чувствовали себя глубоко несчастными людьми, ведь, если что было не так, то отец мог и силу применить, да и радости от ежедневного стояния на службе и пения в хоре у детей не было абсолютно никакого. Павел Егорович растил сыновей, так сказать, в полном послушании.
И, видимо, вырастил. Когда отец разорился и задолжал кредиторам деньги, было принято очень странное решение: мать и отец уезжают в Москву. При этом Антон, будучи учеником 6 класса, остается не просто в подвешенном состоянии, без средств к существованию, без родителей и с младшим братом на руках, но и вынужден стать главным добытчиком. Он начинает подрабатывать репетиторством. А его родители теперь без перерыва только и раздают указания Антону в письмах: "вышли нам денег!", "высылай больше, в прошлом месяце ты выслал на несколько рублей меньше, так мать после этого горько рыдала!", "продай кастрюли и корыто", "продай сундук и блюдо" и т.д.
При этом родители не спрашивали, как живет их мальчик, не голодает ли, только требовали денег, давили на жалость, пускали в ход чувство вины. Как в этой ситуации Чехов сумел выжить, непонятно. Он продолжал учиться, репетиторствовал, продавал имущество, выпускал рукописную газету, писал юмористические рассказы, успевал ухаживать за девушками и даже посещать театр, в который влюбился по-настоящему. Кстати, если говорить о любвеобильности, то нужно упомянуть, что Чехов жил недалеко от борделя, там он и обрел свой первый опыт в 13 лет.
Когда настала пора определяться, кем становиться, какой профессией овладевать, Антон прислушался к совету отца. Павел Егорович предложил сыну стать врачом, ведь, по мнению отца этим можно быстро и неплохо заработать. Антон послушался и поступил в Московский университет (ныне первый мед им. И.М. Сеченова). Параллельно он продолжает писать, его небольшие рассказы публикуют, правда, никто не знает тогда Чехова по имени. Свои рассказы он подписывает как "человек без селезенки", "Антоша Чехонте", "брат моего брата", "Дон Антонио". Труд был каторжным, ночи напролет Чехов пишет свои рассказы, гонорары от которых улетучиваются моментально, благодаря огромной веренице нуждающихся родственников, повисших на шее Антона мёртвым грузом.
Даже старшие братья предпочитали не работать, а вести праздный образ жизни. Так, старший брат Николай, который был художником, перестал писать картины, начав злоупотреблять алкоголем. Так и жили: Антон учится и работает без сна и отдыха, а семья ждёт, когда он принесет деньги в дом. Позже ему предложат большие гонорары за его труды в крупнейшей газете "Новое время", но с одним условием - подписываться нужно своим именем. Это расстраивало Чехова, ведь, как он считал, его "женой" является медицина, а писательство - всего лишь "любовницей". Но нужда заставила Антона пойти на компромисс. Беспросветность происходящего была прервана письмом писателя Дмитрия Григоровича, который писал о невероятном таланте Чехова, просил его не размениваться на мелочи, а создать что-то стоящее. От этого признания его таланта у Чехова за спиной выросли крылья.
"Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству!"
Чехов был очень видным парнем: высокий, статный, кареглазый. Можно сказать, что дамы за ним ухлёстывали, иногда даже не давали прохода. Но была у писателя одна серьезная привязанность. Лика Мизинова - одна из самых верных его поклонниц, к которой Антон относился как будто несерьезно. Их отношения были похожи на какую-то игру, они то приближались друг к другу, то отдалялись. В итоге, не добившись определенности от Чехова, Лика уехала в Париж с писателем Игнатием Потапенко, где забеременела, а потом т вовсе была оставлена своим кавалером. Лика просила помощи Антона Павловича, но он не откликнулся... Потом, незадолго до смерти Чехов напишет Лике: "Похоже, я Вас проглядел..."
Но в жизни Антона Павловича еще появится любовь - актриса МХТ Ольга Книппер. Постепенно она начинает играть всех главных героинь произведений Чехова. Спустя год у них начнется роман. Чехову тогда было под 40, а Ольге 29. Антон Павлович в то время жил в Крыму из-за проблем с лёгкими, но периодически приезжал к Ольге в Москву, а она к нему. И вот они решают пожениться. Это было тайное венчание. Но совместной жизни не получалось, ведь, они жили на 2 города. Ольга вела праздный образ жизни, после спектаклей были рестораны, кабаре... Чехов терпел. После четырех месяцев разлуки Ольга внезапно приезжает в Крым, гостит там, уезжает обратно. Потом до Чехова дойдет информация, что Ольге стало плохо за кулисами во время спектакля, начались резкие боли внизу живота. В больнице ей скажут, что она была на шестом месяце беременности, но сохранить ребенка не удалось. Конечно, Чехов понимал, что не мог быть отцом этого ребенка. Ольге требовалась реабилитация, она приехала к мужу, который заботливо ухаживал за ней, но был сдержанным в выражении чувств, старался избегать общения с женой. Как только актриса поправилась, она тут же укатила обратно "в Москву! Работать, работать и работать!" Их отношения формально продолжались, но они были уже очень далеки друг от друга.
"Антон, знаешь ли ты, что означает твое имя? Прибавляющий свет! "
"Чайку" Чехова поставили в Александринском театре в 1896 году. Автор присутствовал на спектакле. Успеха не было. Это был провал, актеры плохо выучили свои реплики, играли вяло и неуверенно, в зале ходили смех и разговоры. Для Антона Павловича это был крах. Он ушел из театра до окончания спектакля и бродил по городу несколько часов с мыслями, что больше никогда и никому не отдаст для постановки ни единого своего произведения. Но всего лишь спустя 1 год в Москве в МХТ "Чайка" будет греметь, успех будет невероятным! Та же участь будет постигать все спектакли по его произведениям. Однажды Немирович-Данченко скажет: "Антон, знаешь ли ты, что означает твое имя? Прибавляющий свет! Ты несешь свет, с тобой всё становится светлее!"
Еще больше историй на канале "Исторические заметки", добро пожаловать:
Ганс Христиан Андерсен и его страшные сказки для взрослых
"Феликс Юсупов - олигарх и убийца Распутина. 5 удивительных фактов биографии золотого ребенка"
"Семейные причуды русских писателей. 5 гениев литературы, у которых в семье был полный бардак"
"Сергей Эйзенштейн. Тот, кто создал наш кинематограф."
"Валентин Серов. Злой портретист Его Величества."
"19 уникальных и очень добрых фотографий о жизни в СССР"
"Гарри Гудини. Искусство быть волшебным человеком"