Найти тему
Джаз.Ру

Пианист Джон Дэвис снова в туре по России: «Уверен, что джаз сейчас ничуть не хуже, чем был!

9000 км, 14 городов России + Минск, Беларусь, 19 концертов в течение трёх недель: нью-йоркский пианист Джон Дэвис отправляется в третье турне по России в трио с москвичами - басистом Григорием Зайцевым и барабанщиком Игорем Игнатовым. Джаз всё ещё объединяет континенты! Пианист дал интервью «Джаз.Ру» перед началом тура.

Мы уже не раз писали об этом международном составе, история которого началась 19 лет назад: в сезоне 1999-2000 гг. Джон, Григорий и Игорь несколько месяцев вместе работали в Kerem Görsev Jazz Club — джаз-клубе в Стамбуле, где в то время выступало множество джазменов со всего мира. 17 лет спустя, в марте 2016, трио вновь объединилось — на сей раз для тура по России. Выступления оказались настолько успешными, что год спустя Jon Davis Trio повторило гастрольный тур по Российской Федерации. И вот предстоит третий тур, в котором трио впервые выступит не только в России, но и в Белоруссии.

Джон Дэвис на джазовой сцене уже более трёх десятилетий. В историю джаза он вошёл прежде всего как участник единственного фортепианного трио, в котором играл великий бас-гитарист Джако Пасториус: в середине 1980-х это трио (Пасториус, Дэвис и барабанщик Брайан Мелвин, кстати — ныне живущий в Эстонии) гастролировало по Европе и под названием Трио Брайана Мелвина выпустило выдержанный в акустическом джазовом звучании альбом «Standards Zone», получивший высокую оценку критики, а также ряд «электрических» записей в стилистике фьюжн. Однако ещё до этого пианист играл в квартете саксофониста Джона Хэнди и ансамблях других джазовых звёзд в Сан-Франциско, куда переехал из своего родного Нью-Йорка в начале 80-х.

Дэвис вернулся в родной город в начале 90-х и был пианистом-резидентом нескольких ведущих нью-йоркских джаз-клубов — Blue Note, Smalls, Sweet Basil, Birdland и Smoke(в последнем — как член Биг-бэнда Билла Мобли, с которым Джон записал в прославленном клубе «живой» альбом). В Нью-Йорке он также преподавал на джазовом отделении Университета Новой Школы.

-2

Перед началом тура Джон Дэвис ответил на несколько вопросов «Джаз.Ру».

Обычно, когда музыкант из другой страны приезжает в Россию, журналисты первым делом его спрашивают: «как вам наша страна?». Вы едете в Россию уже не в первый раз. Так как вам Россия?

— Ну, начну с того, что я многое видел в России! В прошлом году у нас был тур исполинского масштаб: месяц в России, девятнадцать городов, 23 концерта, иногда по два перелёта в день плюс длинный переезд на машине… в общем, ничего так себе тур! По большей мере всё это было вполне удобно… видите ли, в абсолютно любой стране невозможно путешествовать совсем уж комфортно. Везде есть свои сложности. Очереди в аэропортах, пробки на дорогах… Россия — большая страна, так что по ней можно много-много ездить, и всё это будут длинные перелёты. Мы летали почти до конца Сибири, у нас было несколько шестичасовых перелётов. И потом нас ещё везли на машине. Да, это непросто! Но это хорошо.

И музыка получается хорошая. Ну, я так надеюсь! Я получил много удовольствия. И вот самое… я не стану говорить «удивительное» — самое позитивное, самое стоящее впечатление от поездок в Россию: это насколько открыта, насколько внимательна российская аудитория. Мы ведь играем в основном оригинальную авторскую музыку, а если стандарты — которых мы играем мало — то в каких-то хитрых аранжировках; определённо не очень простой материал для слушания. И публика очень хорошо это принимает. Наши слушатели показывают нам, как ждали встречи с нами, а после окончания выступления стараются донести до нас свои ощущения, сфотографироваться с нами, взять автограф и так далее. Очень тёплая публика! Уже только поэтому наши поездки имеют смысл.

Вы — американец, ритм-секция — из России. Но, насколько нам известно, встретились вы где-то ещё в третьем месте?

— Да, это интересная история. Лет 17-18 назад я часто ездил выступать в Турцию. Обычно я приезжал с американской ритм-секцией, но однажды оказался в Стамбуле один и встретил там этих ребят. Мы неделю играли в одном из стамбульских клубов, и это была очень хорошая неделя… а потом я вернулся в Нью-Йорк, закрутился в своих повседневных делах и совсем об этом забыл. Но настал век социальных сетей, а ведь новые технологии позволяют не только знакомиться с новыми людьми, это ещё очень эффективное средство восстановления старых связей. Как это получилось: у меня в Нью-Йорке есть знакомые музыканты из России, и один из них упомянул в социальной сети Гришу Зайцева — он знает и его, и Игоря Игнатова. Я даже сначала не вспомнил эти имена. И вдруг год назад Гриша написал мне… и тут я вспомнил, что когда-то, за шестнадцать лет до этого, мы втроём играли вместе целую неделю!

Гастрольные поездки — всегда неисчерпаемый источник впечатлений, которыми музыканты любят делиться…

— Конечно! В России сложность на гастролях, конечно, прежде всего в трудности языка, в языковом барьере. Наши языки очень разные, а надо как-то понимать друг друга. И ещё: очень интересно бывать в таких, скажем так, аутентичных местах России, куда западные туристы обычно не попадают. Что видят туристы? Красную площадь в Москве и Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге. А я побывал в Саратове, в Балаково, проехал всю Сибирь… Там, откуда я, считается (ну, благодаря кинематографу, конечно), что Сибирь — это такой страшный ужас. А на самом деле она прекрасна. Я побывал в трёх или четырёх сибирских городах, и у меня буквально открылись глаза...
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ, РАСПИСАНИЕ ТУРА И ВИДЕОРОЛИК НА «ДЖАЗ.РУ»

-3