Найти тему
Павел Косенко

Как я постиг Дзен

Ровно месяц назад я зарегистрировался на Дзене. Рекомендации друзей-блогеров сводились к простой формуле: Яндекс делится с авторами заработком от рекламы. То есть платит за размещаемые в блогах материалы. Идея мне показаль настолько логичной (интересно, почему до этого никто не догадался раньше?), что сразу стало интересно попробовать. Прошел месяц, делюсь впечатлениями и рассказываю, сколько заработал.

1. Что вообще такое Яндекс. Дзен?

Как заявляет сам Яндекс, Yandex Zen — это сервис персональных рекомендаций Яндекса. Формулировка лично мне ни о чем не говорит. Полагаю, Яндексу стоит подумать о более простой форме донесения своих идей до широкой аудитории. Но если почитать Википедию, то становится понятно — основной упор делается на встроенный Яндекс. Браузер, мобильное приложение и главную страницу Яндекса. Дзен формирует ленту публикаций, автоматически подстраиваясь под интересы каждого конкретного пользователя. Подбор публикаций осуществляется на основе анализа истории посещенных страниц, указанных пользователем предпочтений, местоположения, времени суток и других факторов. На сегодняшний день еженедельная аудитория Дзена составляет более 20 млн пользователей.

Важный вывод — Дзен это не соцсеть. В ней нет многих привычных инструментов — в первую очередь взаимного френдирования и комментариев. То есть автор не знает, кто именно на него подписан, и не может ответить взаимностью (или хотя бы просто поинтересоваться тем, кто его читает). По сути Дзен — это издательская платформа, которая позволяет авторам донести до широкой аудитории свой контент, а читателям получить ту информацию, которая им может быть интересна. При этом взаимоотношения между платформой и автором строятся на коммерческой основе, что, безусловно, правильно.

2. Статистика

По каждому опубликованному материалу Яндекс предоставляет авторам следующую статистику:

  • Количество показов превью статьи в лентах
  • Количество просмотров статьи
  • Количество дочитываний статьи до конца
  • Среднее время дочитывания статьи
  • Количество лайков

3. Комментарии

Первое, что многих смущает в Дзене, это отсутствие комментариев. Меня это не смущает. Я очень редко нахожу в комментариях что-то полезное или интересное. Конечно, мне всегда любопытно почитать отзывы, и я всегда им рад, даже если меня там ругают на чем свет стоит. Но практика показывает, что в 100 случаях из 100 люди, у которых есть действительно важная (для меня) информация, связываются со мной напрямую через личные сообщения или по почте. Какая бы это соцсеть не была. Поэтому необходимости в комментариях я не испытываю. Есть каменты — хорошо. Нет — да и бог с ними. Так даже лучше, ибо не тратишь на чтение всякой белиберды (в основном) время. Обратной реакции в виде статистики просмотров и лайков мне вполне достаточно. Кстати, отсутствие комментариев — одна из причин, по которой мне нравится Телеграм, где я тоже примерно месяц назад завел канал и с удовольствием его веду.

4. Лайки и дизлайки

Формально в Яндексе есть дизлайки, и я уверен, что они участвуют в формуле показа материалов потенциальным читателям. Но по факту автор дизлайки не видит, и не знает их количество. Автору доступна только информация по общему количеству лайков. На мой личный взгляд, это грамотное решение, поскольку количество дизлайков не имеет для психически здорового автора никакого значения. Впрочем, как и количество лайков. Но в отличие от дизлайков, лайки приятны и, в общем и целом стимулируют авторов, являясь частью обратной связи от читателей.

5. Подписчики

Удивительно, но факт. Количество подписчиков в Дзене не имеет никакого значения. Например, за месяц на мой блог подписались 271 чел. Учитывая, что в ЖЖ у меня 20 тыс., в Инстаграме 22 тыс. и т.д., это, конечно, совсем не много. При этом общее количество просмотров моих материалов за месяц превысило 200 тыс.

Насколько я могу судить, количество просмотров в Дзене зависит от качества контента и вообще никак не зависит от количества подписчиков. При этом под качеством контента подразумевается не истинная ценность/уникальность информации, а ее соответствие ожиданиям аудитории Яндекса.

6. Аудитория

Так как речь идет о широкой аудитории, то ее качество я бы оценил чуть выше «средней температуры по больнице». Как ни крути, это широкая (действительно широкая) аудитория, а значит, как ни крути, смотреть здесь будут воистину популярные (попсовые) или провокативные материалы. Я считаю, что Дзен — это не желтая пресса, все-таки интеллектуальный уровень аудитории Яндекса значительно выше. Но все же некоторый желтый оттенок здесь неизбежно присутствует.

7. Входной порог

Яндекс заключает договоры о коммерческом сотрудничестве с оплатой за количество просмотров не со всеми авторами, а лишь с теми, кто генерит достаточный для этого трафик. Пороговые значения для «входного порога» все время меняются. Когда я начал размещать материалы в Дзене (декабрь 2017), для перехода на коммерческие отношения было необходимо набрать 7000 дочитываний материалов за неделю. При этом среднее время дочитывания каждого материала должно было быть не менее 40 сек.

Сначала мне эти условия показались малореальными. Но по факту я выполних их за 3 дня. При этом не могу сказать, что сильно для этого старался. Конечно, некий азарт был, но я размещал материалы отнюдь не в ущерб своей основной деятельности, скорее между делом.

При этом мне известны случаи, когда хорошие и вполне успешные в других платформах авторы не достигали на Дзене порогового значения. С чем это связано и от чего зависит я сказать не могу. Можно было бы сказать, что мне повезло, но если посмотреть на реальные финансовые результаты, то это неоднозначный вывод. Подробнее об этом — ниже.

8. С чего начать?

Как я понял, подавляющее большинство новых авторов на Дзене начинает с копипасты своих же материалов из других соцсетей. В первую очередь из ЖЖ (ибо именно этот формат изначально заточен на статьи).

Я начал с того же и с самого начала был настроен тупо на копипасту. Но когда копируешь свои же статьи, невольно начинаешь их перечитывать. А это неминуемо тянет за собой желание внести правки. В итоге все мои «копипасты» из ЖЖ в Яндекс, это исправленные, отредактированные и/или дополненные статьи. То есть все материалы я актуализировал и по сути они отличаются (иногда немного, иногда значительно) от того, что лежит у меня в ЖЖ.

9. Количество просмотров по факту

Статистика просмотров моих статей на Дзене очень разная. Некоторые материалы смотрят всего 100-200 раз. Некоторые смотрят 1-2 тыс. раз. Некоторые смотрят 20-30 тыс. раз. В моем блоге рекордное количество просмотров статьи менее чем за 1 месяц на текущий момент составляет 103 тыс., причем 83 тыс. раз из них статья была прочитана до самого конца:

-2

10. Сколько денег я заработал за месяц?

Честно говоря, я не разобрался (и не разбирался), каковы ставки Яндекса за показ рекламы в статьях. Могу лишь сказать, что по факту за месяц на Дзене я заработал 5584 руб. С одной стороны, это пренебрежительно мало для того, чтобы уделять этой платформе хоть сколь либо значительное время. С другой, это почти не требовало от меня усилий — материалы были написаны ранее. Более того, Дзен подтолкнул меня к тому, чтобы их улучшить, а делать я это люблю не зависимо от того, платит ли мне кто-либо за статьи или нет. Потому что пишу я всегда исключительно для себя самого, и уже после этого делюсь своими мыслями с другими людьми.

11. Резюме

Краткое резюме в виде вопросов/ответов самому себе:

Что для меня Дзен? В первую очередь возможность донести свои мысли и идеи до широкой аудитории. В определенной степени это инструмент рекламы моей деятельности и и проповедования собственных убеждений. Во вторую очередь это инструмент заработка. На самом деле для меня эти приоритеты расположены именно в такой последовательности не зависимо от уровня доходов. Но, конечно, хотелось бы, чтобы они были хотя бы на порядок (а лучше на два порядка) выше.

Доволен ли я заработком на Дзене? Нет.

Доволен ли я Дзеном в целом? Скорее да, чем нет.

Буду ли я размещать здесь материалы далее? Думаю, да. Но буду делать это по остаточному принципу. По крайней мере, в обозримом будущем, ибо у меня в этой жизни полно других, куда более важных и интересных дел. Вместе с тем, Дзен подталкивает к переосмыслению к ранее написанному, поэтому в определенной степени для меня это инструмент работы с собственным архивом. Поэтому не исключаю, что в будущем мое отношение к Дзену изменится. Как в одну, так и в другую сторону. Поживем, увидим, в конце концов, я тут всего лишь месяц.

В любом случае, спасибо Яндексу за эту инициативу. К ней можно относиться по-разному, важно то, что Яндекс экспериментирует и дает возможности. Пользоваться ими или нет — личное дело каждого.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — ЖЖ, Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц