Я хочу, чтобы вы подумали о каких-либо своих любимых композициях. Ну, знаете, в которых есть те припевы, которые вы можете петь снова и снова часами, а они всё равно не смогут вам надоесть.
Как вы думаете, как у их авторов получилось создать нечто, что кажется таким совершенным?
Было это озарение, внезапно поразившее их, словно молния?
Или эта мелодия является следствием их понимания музыки и бесчисленных часов практики?
Более вероятно, что это была комбинация этих двух факторов. В написании песен важно найти баланс между преследованием вдохновения и развитием собственных способностей. Слишком сильная или слабая концентрация на одном из аспектов могут поставить вас в разочаровывающий тупик.
Но сегодня я хочу сосредоточиться на технической стороне. Если точнее, то я хочу пройтись по нескольким техника теории музыки, которые вы можете использовать для того, чтобы воспылать идеями разящих наповал припевов и получить свой заряд вдохновения.
Конечно, это лишь идеи для старта. Если вдохновение нахлынуло, используйте свою креативность и если нужно ломайте музыкальные теории и правила!
1. Упростите всё вплоть до мотива
Как сочинители песен, мы можем иногда увязнуть в общем видении того, как мы представляем припев. Этот подход “сверху вниз” в написании песен определённо может работать, но в то же время сути хука (hook) очень просто затеряться в остальных частях. В результате у вас получится какой-то неопределённый припев, который кажется унылым по сравнению с тем, как он изначально вырисовывался у вас в голове.
Другими словами, хук “теряется в переносе (translation)”.
Простой способ преодолеть это - упростить вашу идею, сузив её до одного или двух мотивов и лишь потом начать писать остальное.
В музыкальной теории, мотив это короткая музыкальная идея, которая используется для того чтобы строит музыкальные фразы, мелодии, риффы (riffs), и грувы (grooves). Обычно, мотивы очень коротки и просты. Думайте о них, как о маленьких блоках Лего, которые могут быть соединены друг с другом множеством разных способов, чтобы построить нечто большее.
Я не могу сказать, насколько просты они должны быть, когда речь заходит мотивах. Часто именно та песня, которая использует самые простые мотивы, и является той, которая заедает в наших головах.
Проще всего увидеть то, как работают мотивы, на примере блюзовых композиций. Послушайте Johnny Cash’s Folsom Prison Blues и вы услышите мотив в первых же строчках текста, начиная с А, он идёт к B♭ и С, а потом спускается обратно к F. Этот мотив повторяется в разных вариациях и ответом ему служит второй мотив.
Ещё один пример - 5-я симфония Бетховена (Beethoven’s 5th Symphony). Я знаю, это не совсем современная музыка. Однако это отличный пример того, как действенны могут быть простые мотивы. Почти всё в этой песне создано и взято из этого каноничного четырёхнотного мотива. Если это не является вдохновляющим для вас, то я не знаю что тогда вас вдохновит.
В следующий раз, когда вы застрянете на припеве, попробуйте всё упростить и подумать о мотивах, которые вы используете. Попробуйте внести небольшие правки или создать вариации мотивов и разместить их в другом порядке. Начиная с основы вашего хука и постепенно двигаясь от этого вы сможете придать своим припевам прочное и связное звучание.
2. Поиграйте с последовательностью
Ожидания и предсказуемость - это то, что должен обуздать и использовать в своих интересах любой великий припев. Если вы хотите, чтобы слушатель ожидал с нетерпением вашего хука - хук и те части, которые ведут к нему, должны работать, словно магнит, которые притягивает слух к наиболее важному моменту вашей песни.
В теории музыки есть одна техника, которую вы можете использовать, чтобы заставить слушателя буквально ждать вашего хука. Она называется последовательность. Последовательность - это музыкальная идея, которая переносится и повторяется для того, чтобы создать часть песни.
Мотивирующая последовательность выстраивается из мотива, который переносится и повторяется, используя особенную интервальную часть.
Гармоничная последовательность создается из набора аккордов, которые следует определённой интервальной части.
Наши уши попадают в музыкальные объятия легко и естественно, от природы, так что как только вы создадите ту последовательность, которую ваш слушатель сможет уловить, он начнёт предсказывать, как будет развиваться музыкальный фрагмент.
В написании песен, вы можете использовать этот приём для того, чтобы создавать части песни до припева, или в течение припева и завлекать слух потребителя в следующую часть - хук.
В качестве альтернативы, вы также можете создавать ожидание с помощью последовательности, а затем резко прекратить следовать ей, играя нечто совершенно неожиданное, для того, чтобы создать напряжённость.
3. Отталкивайтесь от нот при создании вашей последовательности аккордов
Ноты в аккорде всегда будут ключевыми, поэтому они могут быть отличной отправной точкой для написания мощной мелодии для припева.
Вы можете постоянно наблюдать подобное в популярных песнях. Хук основывается на одной или двух нотах из аккорда(ов) перед ним, или даже будет обыгрывать все ноты в аккорде. Использование ваших мелодий, чтобы закрепить ключевые ноты в аккордовых последовательностях, может создать в целом более плотный саунд и гораздо более сильную композицию.
Конечно, нет никакой необходимости использовать исключительно ноты из ваших аккордов. Попробуйте использовать их в качестве своего рода обыгровки для вашего припева.
Если вы сначала пишете мелодию, попробуйте вернуться назад и создать аккордовую прогрессию, которая включает в себя некоторые из этих основных мелодий. Если вы сначала пишете аккорды, попробуйте определить ключевые ноты, чтобы создать "контур" для вашей мелодии.
Если вы хотите расширить применение этой техники еще больше, попробуйте изучить разные лады. Если вы играете в тональности До мажор, используйте аккорд G в Миксолидийском ладу для создания мелодической линии над Соль мажорным аккордом и F Лидийский лад для создания лида на Фа мажорный аккорд. Это позволяет определить те сильные ноты, которые действительно сделают хитовым ваш припев.
4. Обуздайте и используйте силу повторения и еле заметных изменений
Зачастую, повторение - вещь, которая действительно делает припев въедливым.
Подумайте о песнях типа Get Lucky от Daft Punk. Припев прост, он повторяется снова и снова. Но, несмотря на все это повторение, довольно сложно устать от этой песни.
В чём причина?
Если вы послушаете внимательнее, то заметите, что в каждом припеве есть тонкие вариации. Различные инструменты добавляются в микс и небольшие композиционные изменения помогают избежать монотонности.
После того, как вы подготовили великолепный хук или припев - поэкспериментируйте с ним, оцените различные способы, с помощью которых вы можете тонко манипулировать им и используйте эти вариации в вашей песне, чтобы действительно вбить этот трек в головы ваших слушателей.
Само собой разумеется, что если вы хотите написать песню на уровне великих исполнителей, вы должны изучить их работы. Превратите в привычку детально разбирать каждый понравившийся момент в разных песнях, чтобы понимать, как происходит процесс написания хита.
Источник
Подписывайтесь на наш канал в Telegram - Канал РУЗКЕ ПРОДЮСЕР
И на нашу группу в VK - Группа РУЗКЕ ПРОДЮСЕР