5 декабря прошлого года пара наших стратегических «Медведей» Ту-95МС в компании двух заправщиков Ил-76 МД, стартовав с аэродрома Украинка в Амурской области, бодро одолели более 7 тысяч километров и приземлились на индонезийской авиабазе Биак, где наши летчики были приняты как добрые друзья.
Дальний перелет российских стратегов, которые в последнее время могут позволить себе путешествия практически любой протяженности, не остались без внимания наших «партнеров» - любителей «русской угрозы» и прочих пугалок с нафталиновым привкусом времен Холодной войны. Австралийские ВВС были приведены в состояние повышенной боевой готовности и немудрено - рев моторов русских «Медведей» может напугать кого угодно.
В целом экипажи продемонстрировали отличную выучку и выполнили все поставленные задачи, в том числе восьмичасовой патрульный полет над нейтральными водами Тихого океана.
Дальние рейды наших самолетов превращаются в добрую традицию и цель их не только в повышении уровня летной и боевой подготовки экипажей, - эти рейды имеют еще и очень важную имиджевую составляющую.
Помимо демонстрации возможности нашей дальней авиации и уровня подготовки летного состава мы показываем миру технические возможности российской техники, и подобные демонстрации, возможно, являются веским аргументом при принятии решений о закупке отечественных вооружений.
Возьмем, для примера, ту же Индонезию. В июне прошлого года стало известно, что Индонезия собирается закупить у нас 11 многоцелевых сверхманевренных истребителей Су-35.
Хорошее намерение, но обсуждение условий контракта несколько затянулось. И вот, в декабре Индонезию посещают наши стратеги и, буквально через месяц мы узнаем, что контракт на поставку Су-35 ВВС Индонезии будет подписан со дня на день.
Вполне вероятно, что визит дружбы российских «Медведей» стал одним из весомых аргументов, склонивших чашу весов в пользу принятия условий нашего контракта.
Наша авиатехника и прочее вооружение, отлично показавшие себя в Сирии, последнее время активно продвигаются на рынки Юго-восточной Азии. И, как показывает последний визит министра обороны Шойгу во Вьетнам, Лаос и Мьянму, «русская экспансия» на этот рынок вооружений будет только усиливаться, а значит, продолжит расти и наше влияние в этом регионе.
Рынок вооружений в Юго-восточной Азии растет очень бурно и страны, у которых всего несколько лет назад не было средств на закупку современных вооружений, сегодня могут позволить себе выбирать оружие от любого мирового производителя. Одно из важнейших конкурентных преимуществ нашей оборонки в том, что мы готовы поставлять свою технику и вооружения практически без политических обязательств. Подобный подход не может не нравится нашим потенциальным покупателям, которые прекрасно видят, что их вооружают для их блага, а не против какого-то «потенциального» противника.
Например, когда до американцев дошли известия о том, что Мьянма собирается приобрести у нас 6 истребителей Су-30, который планируется сделать основным самолетом ВВС этой страны, очнулся Госдеп США, который в лице своего представителя Х. Науэрта заявил:
«Хотя большинство стран мира стремится к мирному урегулированию кризиса в Мьянме, некоторые из них готовы предпринять шаги, которые могут привести к еще большим страданиям и нестабильности. Это могло бы быть возможностью для России проявить солидарность (с большинством стран — ред.) посредством гуманитарной помощи, а не потенциально усугублять ситуацию за счет продажи оружия…»
Речь идет о конфликте между рохинджа – этническими бенгальцами-мусульманами и коренным буддистским населением, который вошел в острую фазу после перехода власти в Мьянме от военного правительства к гражданскому в 2011–2012 годах.
Сегодня этот конфликт, однако, не носит острого характера и закупка российских вооружений никак не может его обострить. Единственное, что может вызывать реальные опасения госдепа – это потеря солидного куска азиатского рынка вооружений, к чему, собственно, и идет дело.
И ведь как красиво получилось: сначала пролетели «Медведи», показав потенциальным покупателям возможности нашего оружия, а потом приехал улыбчивый министр Шойгу, с предложениями дружбы и сотрудничества.
Сработано красиво и элегантно. Всегда бы так.