Скоро весна, снег растает, а на улицах Новосибирска останется слой песка и пыли. Вся эта взвесь поднимется в воздух и осядет в легких горожан. Доходит до того, что в столице Сибири XXI века случаются пыльные бури — нечасто, но систематически. Это, причем довольно давно, понимают как горожане, так и ответственные и даже безответственные должностные лица. Понимают, но проблема остается нерешенной, поскольку причина «грязеобразования» доподлинно до сих пор неясна. Долгое время считалось, что всему виной песко-соляная смесь, десятками тысяч тон высыпаемая на улицы города, но теперь с нее обвинения сняли. Что же теперь в сухом и пыльном остатке?
Уборка улиц Новосибирска. Апрель 2016 г.
Рабочая группа «Антипыль» после проведенного обследования качества противогололедной смеси, отобранной в конце прошлого года на пескобазе ДЭУ-1, признала, что превышение илистых и глинястых частиц в смеси превышает норму не больше, чем на 3,7% при норме в 2-3%.
Правда, даже 2% илистых и глинястых частиц — это 2000 тонн грязи. Да и сам песок тоже «не идеален». Но его «модернизация» (получение нужной фракции) стоит немалых средств. Так что противогололедные смеси остаются немаловажным фактором загрязнения города. Но далеко не единственным.
Если с песком все более-менее в порядке, то откуда в декабрьскую оттепель взялась вязкая грязь на улицах Богдана Хмельницкая и Ипподромской, где по результатам анализа, как рассказывал глава группы «Антипыль» депутат Дмитрий Прибаловец, оказалось почти половина ила, глины и только половина песка и соли?
Для того, чтобы выяснить состав того, что лежит на улицах города, а в ветреную погоду летает над ними, мэрия объявит грант, дабы ученые исследовали морфологию грязи весной, летом и осенью.
Одновременно с этим Дмитрий Прибаловец призвал начальника управления благоустройства города Юрия Сердюка приступать к подготовке новой программы по борьбе с пылью. Ведь очевидно, что грязь на улицы города попадает в том числе из открытого грунта — с газонов, на которых нередко паркуют свои автомобили жители города, со строительных площадок, где, вопреки нормам, отчего-то не принято мыть колеса грузовиков перед их выездом на улицы Новосибирска, из лесных массивов и частного сектора с выезжающими оттуда автомобилями, тут и там разрытых по полгода тепло- и прочих сетей…
По словам руководителя рабочей группы, сейчас предстоит уточнить в районных администрациях информацию о площадях газонов, или тех площадок, что должны быть газоном, но являются таковым только на бумаге. Причем, речь идет как о муниципальных газонах, так и тех, что относятся к придомовым территориям.
На вопрос, сколько денег потребуется и как быстро можно решить проблему, Дмитрий Прибаловец ответил, что для понимания требуемых сумм нужно знать и посчитать масштаб проблемы. Но даже если финансирование программы будет небольшим, она позволит сдвинуть вопрос с мертвой точки.
Есть в этом вопросе и еще один немаловажный нюанс. Даже если удастся максимально засеять открытый грунт, заставить застройщиков оставлять грязь на строительных площадках, заасфальтировать частный сектор и т.д. и т.п., остается еще примерно половина города, непосредственно принадлежащая самим новосибирцам — придомовые территории. А договорится с несколькими сотнями жиделей многоэтажки — дело подчас крайне непростое.
И тем не менее, дабы не приходилось по полгода убирать город после зимы, борьбу с процессами «грязеобразования» начинать необходимо. Нехорошо ведь, когда дорогущая плитка на набережной, площади Ленина, в дисперсном парке на Затулинке со всем их многомилионным благоустройством окажется покрытой слоем пыли и грязи.
Павел Быковских
Фото: канал MIHLAY на youtube.com