Можно влюбиться в Исландию уже за то, что она подарила нам Бьорк. А если взглянуть на фотографии ледяной страны, хочется тут же купить билет и проверить, действительно ли все так сказочно. «Большой» отыскал в стране викингов Екатерину Аникину и поинтересовался ее историей побега от московской спешки и бюрократии.
— Однажды в России я побывала на фестивале, где услышала исландскую группу. Почти ничего не знала об этой стране, но захотела поехать и просто послушать музыку. Впервые оказалась в Исландии в 2008 году. В первый раз почти не видела страны, весь опыт — это посещение фестиваля и одна экскурсия. Этого хватило, чтобы понять, насколько там удивительная природа. Стало понятно, что надо возвращаться и поездить по стране. В следующий раз приехала через год и после этого ездила уже ежегодно. Страна затянула настолько, что захотелось приехать не туристом и посмотреть на жизнь изнутри.
До этого я десять лет проработала бухгалтером в Москве, и у меня был план в 30 лет уйти из профессии. Устала от однообразия, от того, что приходилось выпрашивать отпуск и подстраивать его под сроки отчетности. Мне хотелось побыть никем и окунуться во что-то неизвестное. Если у тебя нет паспорта гражданина Евросоюза, то единственный шанс — ехать на обучение. В 2012 году поступила в университет в Рейкьявике на специальность «Исландский язык». Сначала это было годичное обучение, позже — трехлетнее. При обучении ты должен показывать прогресс, а если не сдашь экзамены, то уезжаешь из страны. Поэтому всегда был психологический страх: вроде и материал знаешь, но думаешь, что сейчас не сдашь и потеряешь визу. Официально можно получить гражданство, выйдя замуж за местного и прожив в стране некоторое время. Я вышла замуж за гражданина Евросоюза. Сейчас работаю в больнице, где на каждом этаже есть небольшая кухня: помогаю людям принять пищу, а в свободное время с ними разговариваю. Мне нравится работа, которую делаю, потому что очень хотелось попробовать себя в другой шкуре, не офисной. Устала от офисов, от должности, от серьезности. Хотелось простоты, общения с людьми, видеть другую жизнь и через нее понимать свою. Я это получила.
Случайно встречались с этой женщиной в бассейне сауны и, полностью обнаженные, мы говорили о Тарковском.
В Исландии нам сложно закрепиться и непросто получить трудовую визу. Это должен быть кто-то очень квалифицированный, кого не нашли среди местных или жителей Евросоюза. У меня не было никаких ожиданий от страны. Просто переживала ситуацию: выживу — не выживу. Каждая сессия была как последняя.
Языковой барьер передо мной все еще стоит. Могу изъясняться на местном, но не думаю, что мой уровень исландского очень высокий. Язык нельзя выучить раз и навсегда — это процесс, всегда надо больше читать, смотреть, слушать, общаться. Получила хороший опыт — меня приняла исландская семья, что бывает нечасто. Первое время жила у них бесплатно, это большое везение. Их семья стала для меня образцом местной культуры. Они приглашали на семейные праздники, что совсем нехарактерно для местных. Исландцы открыты только своей семье. Семейные ценности для них важны, хотя институт брака, на мой взгляд, очень слабый. Меня удивляло, что бывшие жены нормально общаются с бывшими мужьями, вместе растят детей. Ребенок здесь огромная ценность и ответственность. Брошенных детей в стране нет, и детских домов как таковых тоже нет.
Здесь часто встречается депрессия среди местного населения, они принимают антидепрессанты. Погода все же влияет на самочувствие. Думаю, исландцам полезно выезжать в отпуск или на время сменить страну, потому что они живут на небольшой территории, и это тоже влияет на состояние. Те, кто пожил за границей, понимают, каково быть иностранцами в другой стране. Здесь нет высоких заборов и очень богатых домов. На севере страны машины даже не закрывают, хотя в Рейкьявике уже стали закрывать: сейчас в стране большой приток иностранцев, много незнакомых людей — и уже нет полного доверия.
В Исландии я по-другому стала смотреть на Россию, на ее культуру, стала ее больше ценить. Открыла для себя Андрея Тарковского. Как-то в сауне завязался разговор с женщиной. Я сказала, что приехала из России, а она стала рассказывать о Тарковском. Так увлеченно о нем говорила, и я поняла, что надо восполнить этот пробел. Случайно встречались с этой женщиной в бассейне сауны и, полностью обнаженные, мы говорили о Тарковском. Только после четвертой встречи мы познакомились. Оказалось, она кинокритик и преподает в университете киноискусство.
Россия всегда остается для меня вторым домом, а для жизни… Прежде всего мы думаем о комфорте. Сейчас мне комфортно в Исландии. Нравится стиль жизни никуда не бегущего человека, спокойный ритм, малолюдность. Здесь человек человеку друг.
Текст: Татьяна Лукашевич
Фото: Екатерина Аникина
Оригинал публикации размещен на сайте журнала "Большой"