Испытания и награды доктора Гутюма
Владимир Гутюм признан лучшим анестезиологом-реаниматологом Курганской области за 2017 год
Экстренный вызов поступил из дальнего сельского района. Пациент – мальчик, тринадцать лет. Все произошло у отца в гараже – лопнул точильный камень и практически напополам прорезал парнишке голову. Как арбуз. Состояние крайне тяжелое, поэтому везти подростка в город нельзя. Реанимационная бригада срочно выехала в район. Ночью Владимир Гутюм с ныне покойным нейрохирургом Василием Новиковым прибыли в местную больницу. Жуткая картина до сих пор перед глазами: раненный ребенок с открытым головным мозгом. Медлить нельзя! Операция длилась больше двух часов. Через две недели пацан ушел домой на своих ногах.
А вот еще случай. И снова ребенок. Мальчишка отправился на велосипеде косить траву для кроликов. Упал с велосипеда и серп воткнулся ему в живот, прошел насквозь и вышел со спины. Юному косарю повезло: серп не задел ни одного крупного сосуда. Это его спасло. Операция прошла успешно.
Сколько людей вытащил с того света Владимир Гутюм за 34 года, что работает анестезиологом-реаниматологом, он не знает. Да, и никогда не задавался этим вопросом. За спиной у него 36 лет медицинского стажа. Трудился в областной детской клинической больнице имени Красного Креста, инфекционной больнице, сейчас – в областном Центре медицины катастроф.
— Каждый выезд реанимационной бригады – это всегда тяжелый случай, – рассказывает доктор. – Если на пульт диспетчера Центра медицины катастроф поступает вызов, значит, местным врачам не справиться, нужна помощь коллег. Иногда достаточно консультации по телефону, а иногда приходится ехать за пациентом.
За сутки у Владимира Гутюма может быть два, а то и три вызова. Сейчас в распоряжении Центра два вертолета и это сокращает время в пути как минимум в два раза. Чтобы долететь до самого дальнего района Курганской области, а это 225 километров, нужно 55 минут. В это время местные врачи получают необходимые распоряжения и готовят пациента к операции или транспортировке.
В медицине есть понятие «золотого часа» – это время, в течение которого больному можно наиболее эффективно оказать помощь. Но не всегда пациента можно транспортировать в областной центр на вертолете. Бывают случаи, когда это делать категорически запрещено, а везти машиной долго и опасно. Тогда реанимационная бригада оперирует прямо в районной больнице.
— Владимир Иванович, в экстренных ситуациях надо уметь быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Что вам помогает оценить обстановку и сделать правильный вывод?
— Опыт. Во время разговора с коллегами из местных больниц, куда поступает пациент, уже начинаешь ориентироваться – какова тяжесть состояния больного, что ему необходимо и где мы будем оперировать. В уме рассчитываю дозировку лекарств, передаю все данные на место. Здесь очень важно четкое взаимодействие с коллегами.
Владимир Гутюм любит сложные профессиональные задачи и берется за самые тяжелые случаи. Во-первых, говорит, хочется помочь человеку. Во-вторых, разобраться и найти выход из, казалось бы,самой безвыходной ситуации. Быть инертным, отстраненным, неуверенным здесь просто нельзя. Поэтому он убежден, что человек, который выбирает путь анестезиолога-реаниматолога, должен сам понять, годится он для такой работы или нет.
Самая большая награда для него, когда пациента удается спасти и вернуть к нормальной жизни. Самое тяжелое испытание, когда делаешь все возможное, а шансов на спасение больного нет. Никто не знает, что стоит врачу сообщить о смерти пациента его родственникам. Владимир Гутюм признался, что в таких случаях не раз приходили мрачные мысли все бросить и найти другую работу.
— Что вас останавливало?
— Утро.
Утром он снова идет на работу. Благодарные пациенты узнают его на улице, с некоторыми завязываются дружеские отношения.
— Мы до сих пор общаемся с женщиной, дочь которой восьмимесячной девочкой поступила с тяжелыми ожогами – обожглась кипятком. Она долго лежала в реанимации. К счастью, все обошлось. Сейчас она уже взрослая, у нее есть свои дети.
— Часто врачей, особенно, молодых, обвиняют в черствости, безразличии к пациентам. Это так?
— По своей специальности я таких не знаю – ни в Красном Кресте, ни в областной клинической больнице, ни в первой городской. Там очень сильные профессиональные коллективы, с ним интересно работать. Конечно, в каждой профессии найдется человек, который будет выделяться не лучшим образом. У нас они или сами уходят или им предлагают заняться чем-то другим. Но это редкий случай.
— Почему вы выбрали медицинский?
— В выпускном классе отец сказал: пора выбирать, кем ты будешь. У меня сестра в Тюмени тогда училась в мединституте. Много рассказывала. Мне интересно было. Она меня, по сути, туда и перетащила. Окончил педиатрический факультет. До сих пор дружу с нашим деканом – знаменитым в Тюмени профессором Валентином Петровичем Сорогиным. Поддерживаю связь и с однокурсниками.
Кстати, супруга у Владимира Ивановича тоже врач – неонатолог в роддоме.
Они друг друга хорошо понимают, и чтобы поддержать, иногда достаточно просто посидеть помолчать. А вот две дочери по стопам родителей не пошли.
— Когда они учились в старших классах, как раз были 90-е годы. Нам по полгода не платили зарплату. Может, это сыграло роль. А, может, просто видят, как мы с женой работаем. Меня, например, постоянно не бывает дома. Они не захотели, чтобы и у них было также, – рассказал Владимир Гутюм.
Дочери, как и родители, живут в Кургане, хотя возможности уехать были. Владимиру Гутюму, например, не раз предлагали работу в других регионах. Однако прикипел к родным местам. Они придают ему силы. Когда чувствует, что устал и надо сменить обстановку, берет семью и – на дачу. Там часами может пилить и строгать что-то из дерева.
— Обожаю запах свежего дерева! У меня есть все, что нужно – инструменты, станки, поэтому готов заниматься этим с утра до вечера. Из дерева можно делать все что угодно. Как-то я сделал для старшей дочери в баню стол и скамейки в зону отдыха. Для детей это был сюрприз – они не видели, как я пилил и строгал. И когда зашли в баню – очень удивились, – улыбается Владимир Иванович.
Любит спорт. Всю жизнь болеет только за «Спартак».
— У меня с детства много грамот, – рассказал. – Играл в хоккей, футбол. Получалось неплохо. Когда начал работать, в волейбол играли – со всей области на соревнования съезжались. Одно время у нас в больнице было три волейбольные команды, такие «зарубы» были! А сейчас и половины мужской команды набрать не могут при том же количестве мужиков.
Еще одно его любимое занятие – путешествия. Причем, исключительно на машине. Они с женой легки на подъем: сели и поехали. Все для дальних путешествий у них есть. Уже четырнадцать раз съездили на море, дважды – в Молдавию. Обязательно берут с собой большую аптечку. Несколько раз она выручала: приходилось делать людям перевязки. Владимир Гутюм никогда не проедет мимо ДТП. Обязательно остановится, спросит, не нужна ли помощь. Потому что он – врач.
— Владимир Иванович, а если бы можно было начать все сначала, вы бы выбрали медицинский путь снова?
— Да. Думаю, это моё и я на своем месте, по крайней мере, мне так кажется.