Найти тему
ITRADER.com

Как Илон Макс создал свою космическую империю

Оглавление

Сегодня для ракетостроения Илон Макс, как Ленин для коммунизма. Думаем “полеты в космос”, говорим “Илон Макс”. Думаем “Илон Макс”, говорим “полеты в космос”.
Но как он и его компания стали такими успешными?

-2

Давным-давно в далекой-далекой галактике

Для начала нужно вспомнить, что Илон Маск далеко не первый, кто решил заняться частными полетами в космос, возить туда туристов и даже не первый, кто выдумал запускать многоразовые ракеты. Все это было до него. Но только первым это реализовал или приблизился максимально близко за адекватные (как для космической сферы) деньги.
И так, немного истории. В начале двадцать первого века в США поняли, что им нужно что-то менять в системе космических запусков. НАСА стала слишком раздутой организацией и уже не справлялась с поставленными задачами. Более того, шатл, единственный на тот момент, многоразовый челнок, устарел, а впечатляли лишь расходы на его обслуживание. Более того, после аварии челнока “Колумбия”, программу решили и вовсе закрыть.


Ракеты в США строила только ULA, которая стала монополистом и изрядно “обленилась”. Государственные заказы от них никуда не девались, а частные заказы пошли искать более выгодные предложения.


Само НАСА перешло на позицию национального космического регулятора. Ну и продолжало заниматься научной деятельностью. А рынок было решено развивать целым рядом “космических” гранковых программ.

Одна очень маленькая, но очень гордая...

И теперь мы возвращаемся к Илону Максу и его SpaceX. Будучи неординарной личностью, Илон интересовался полетами в космос и создал специально для этого небольшую компанию, которая начала пилить ракеты Falcon 1. Названы они были в честь космического корабля из серии “Звездных Войн” - “Тысячелетнего сокола”.


Первая ракета особенно не блистала характеристиками, но позволила принять участие в конкурсе от НАСА. По программе финансовой поддержки приватной разработки ракет среднего класса, SpaceX достались $396 млн из $500 млн.Этих денег хвалило не только чтобы полностью отработать “многоразовость” дешевых одномоторных Falcon 1, но и разработать и построить тяжелые Falcon 9.

-3

Секрет успеха достаточно простой: Маск решил не мелочиться и за деньги, выдавленные на постройку ракеты среднего класса, он разработал и построил тяжелую ракету. Это позволило ему подвинуть с рынка бывшего монополиста ULA и начать сотрудничать с НАСА не только по программе исследования космоса, но и с военным ведомством агентства.
Задум Илона оправдал себя. Его многоразовые ракеты стали самыми дешевыми. Для сравнения запуск Falcon 9 стоит $56-62 млн (для НАСА - $133 млн). У конкурентов цифры немного другого порядка: Atlas V - $100-150 млн, Delta IV - больше $160 млн, европейский Arian V - $160-$220 млн. Близкий по ценовой политике к ракете SpaceX только российский Протон-М - $60-70. Но, во-первых, у него сильно страдает надежность, а во-вторых, цены за запуск у Falcon 9 указаны для новой ракеты, в которой нет уже запускаемых частей. В противном случае цены еще на 20% ниже.

Результатом такой ценовой политики стала чрезвычайная популярность ракет SpaceX. С 2010 по 2013 было запущенно 7 ракет, в 2014 - 6, в 2015 - 7, в 2017 - 18 (из них 12 запусков ракет б/у комплектующими).

Дальше в планах запустить ракету с автомобилем Tesla S на борту, которая будет выведена на марсианскую орбиту, постройка колонии на Марсе и регулярные туристические полеты в космос. Учитывая то, как Илон Макс движется к цели, это только вопрос времени, когда он реализует задуманное.

Наука
7 млн интересуются