В прошлом материале мы говорили о боевом применении САУ завершающего этапа ВОВ в советской армии. Сегодня мы затронем конфликты, в которых СУ-100 удалось поучаствовать под иностранными флагами.
Самая экспортируемая САУ
Во время Мировой войны новую самоходку практически не поставляли союзникам СССР. Лишь в последние месяцы армия Польши планировала создание самоходного полка, оснащенного «сотками», но по причине окончания войны, поляки получили лишь несколько машин.
Активный экспорт начался уже в 50-е годы. Та же Польша смогла купить большую партию оружия, включавшую 173 единицы СУ-100.В тот же период поставки начались в Чехословакию, которая еще и наладила выпуск лицензионной копии самоходки. Именно эта страна снабжала бронетехникой «друзей» СССР на ближнем Востоке. По сути, СУ-100 была на вооружении всех стран Европы, входящих в Варшавский договор. Исключение составила Югославия, которой тоже досталась машина. Конфликты, обобщенно называемые под «распад Югославии», длившиеся с 1991 года, стали одним из последних эпизодов применения самоходки.
Советский герой Ближнего востока
Не знаю, догадывались ли создатели легендарного орудия, что их машина будет наиболее активно применяться в таком удалении от родных границ – но это было так. Нет более яркой «карьеры» этой машины, чем ее участие в конфликтах на Ближнем востоке.
После Арабо-Израильской войны 1948 года СССР осознала необходимость поддержки друзей в этом регионе. В ходе переосмысления подходу к вооружению, армия Египта столкнулась с осознанием собственной несостоятельности. Но его политическое положение вызвало желание СССР помочь. При посредничестве премьер-министра Китая, с Чехословакию было подписано масштабное соглашение о военных поставках. Армия получила множество образцов советской техники, сделавшей армию Египта крупнейшей в регион. Говоря о нашем герое, в 50-е годы было получено до ста машин СУ-100.
Суэцкий кризис (1956)
Израильтяне начали операцию «Кадеш», застав египтян врасплох. А в начале ноября французы и англичане высадили свой десант в Порт-Саиде. К слову, защиту побережья выполняли СУ-100, выполнявшие роль мобильных комплексов береговой артиллерии. Пять машин из этого соединения были подбиты англичанами, а одну – в боеспособном состоянии – забрали в качестве трофея.
Шестидневная война (1967)
К началу очередного витка эскалации арабо-израильских отношений, сухопутные силы Египта располагали дееспособным парком советских самоходок. Среди прочей бронетехники, парк которой был весьма разношерстным, СУ-100 участвовали в отражении израильского наступления на Синайском полуострове. Огромные потери, вызванные низким уровнем подготовки, и моральным уровнем войск Египта, затронули и парк самоходной артиллерии. Подтверждена потеря 51 СУ-100. А некоторое количество машин были захвачены ЦАХАЛом. Тем не менее, Египтяне достойно отвечали, выведя из строя треть парка израильских танков (394 из 1093). Так, одна из тех машин установлена в танковом музее города Латрун.
Война Судного Дня (1973)
18-дневный военный конфликт коалиции арабских стран под руководством военных специалистов СССР стал последним эпизодом масштабного применения СУ-100 в этом регионе. Помимо Египта, машина поступила на оснащение войск Сирии, которая использовала самоходки для поддержки наступающей пехоты на Голанских высотах. А все пехотные дивизии Египта были усилены батальонами советских самоходок. Это война отличалась крупнейшими танковыми сражениями со времен ВОВ. Не смотря на применение нового оружия – ПТУР (советская «Малютка» и американский TOW), основные потери танков приходились на огонь аналогичных машин и самоходок.
Три арабо-израильские войны, которые прошли при активной поддержки гегемонов Холодной войны, отличались наиболее интенсивным применением оружия того периода. В частности, именно эти годы стали «звездным часом» самоходки СУ-100. Машина проявляла свою эффективность, несмотря на более современных противников, и низкую квалификацию арабских сил, о которых говорят многие историки.