Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 3. Хорог-Мургаб

Пьянящий воздух высокогорья. Предвкушение. Заправка на невесть откуда взявшейся на окраине Хорога "Газпромнефти".

-2
-3
-4

Желтый фон за окном плавно, но неумолимо сменяется белым.

-5
-6

Обледенелая, заснеженная дорога уверенно упирается в серое небо.

-7
-8

GPS беспристрастно фиксирует рост высоты. Четыре километра!

-9

Преодолеваем перевал, и снег куда-то исчезает, словно его и не было. Ну привет, Памир…

-10
-11

Первый участок Памирского тракта был тайно построен российскими саперными частями в 1894 году для переброски и снабжения войск из Ферганской долины (Узбекистан) в Алайскую (Киргизия).

-12
-13
-14

Строительство тракта поставило точку в геополитическом противостоянии Российской империи с Британской, разделив сферы влияния государств по реке Пяндж. Участок до Хорога, так называемый Западный Памирский тракт, был завершен лишь в 1937 году – и до сих пор это единственный путь в киргизский Ош (если не брать в расчет авиацию).

-15
-16

Гигантское синее море на горизонте – озеро Яшикуль, расположенное в горной котловине на высоте почти 4000 метров над уровнем моря.

-17
-18

Ярко синяя гладь подернута рябью – ветра здесь очень сильные. Пучки полыни и коваля по берегу покрыты кристаллами соли.

-19
-20
-21

Ни ветра, ни отсутствие в озере пресной воды не способны противостоять жизни человека. В одноименном поселке рядом с озером живут люди… Население поселка – всего несколько сотен человек, но когда я вижу играющих детей – я верю в будущее…

-22
-23

Встретить на Памире людей непросто, но иногда это случается.

-24

Следующий пункт на нашем пути — самый высокогорный город бывшего СССР – Мургаб, расположенный на высоте 3600 метров.

-25
-26

Жизнь тут не выглядит простой и не является простой, уверен, пожить тут захотел бы мало кто из читателей этого блога. Тот случай, когда неиллюзорная красота окружающего мира в объективной реальности обернется суровым выживанием. Впрочем, местные жители все еще идут в том же направлении, на которое указывает правой рукой покрашенный свежей краской Ленин.

-27
-28

Тут и там играют в свои нехитрые игры дети.

-29

Работает рынок, на котором даже есть крошечное кафе.

-30
-31

Впрочем, занимательная картография и учебники истории отходят на второй план – стоит просто оглянуться по сторонам.

-32

Окруженная горными пиками и красными скалами, практически лишенная всякой растительности высокогорная пустыня Памира (высота 3600-4000 метров над уровнем моря) – место, где время остановилась тысячи лет назад.

-33

Безграничные просторы, синие озера, заснеженные горные пики (один из которых, пик Исмоила Сомони, бывший пик Коммунизма, имеет высоту 7495 м). Помимо основной дороги, пустыня рассечена бесконечными колеями, ведущими иногда в объезд разбитого участка дороги, иногда к стоящим в отдалении крошечным кошарам,

-34

а иногда – и вовсе никуда.

-35

Именно там, нигде, мы и остановились с лагерем, ночевка в котором стала одним из самых ярких впечатлений в моей жизни.

-36
-37
-38

В час ночи я проснулся от явной нехватки воздуха. «Горняшка» накатила таким вот необычным образом… В эту минуту я делал то же самое, чего никогда не мог понять в драматических фильмах про альпинистов. Буквально рвал на себе одежду… Это было непросто, так как спальник заледенел в районе воротника. На улице был мороз -10 градусов, палатка содрогалась от ударов ветра.

-39

Выйдя на улицу и слегка размявшись, я пришел в себя и несколько минут смотрел на усыпанное звездами небо. Вернулся в палатку. Заснуть удалось не сразу – прямо в одежде, поверх которой я натянул спальник. Беспокойный сон, похоже, неизбежное явление на такой высоте…

Читайте всю историю про мое путешествие по Памирскому тракту:

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 1, Душанбе-Калаихум

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 2. Калаихум - Хорог

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 3. Хорог-Мургаб

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 4. Мургаб-Ош