Найти тему
Зоя Ященко

Демон

М. Врубель "Демон"
М. Врубель "Демон"

Мне всегда, начиная со школьных уроков литературы, больше нравился Лермонтов, чем Пушкин. Хотя Пушкин тоже нравился. Однажды, лёжа с аппендицитом в больнице, я от больничной тоски выучила наизусть всего "Евгения Онегина". Это при моей-то девичьей памяти. Правда, сейчас ничем этот факт подтвердить не могу, потому что помню только отдельные куски.

А читать прозу Пушкина вообще не любила. Читала, конечно, потому что задавали. Но больше с познавательными целями, чем для удовольствия.

Недавно, когда мы ехали с семьёй по Военно-Грузинской дороге, завороженные красотой возвышающихся гор и открывающихся видов на горные деревни, мне вспомнились описания этой местности у двух великих поэтов. На первой же стоянке с наличием интернета нашла и невольно сравнила "Кавказ" Пушкина и "Мцыри" Лермонтова. А потом еще и начало "Демона" глазами пробежала. Лермонтов оказался ближе - как будто это мои личные впечатления о Грузии, оформленные в стихотворную форму в 19 веке.

Помню, когда мы добрались на уроках литературы до прозы Лермонтова, тут у меня и вовсе перехватило дух. И с тех пор "Герой нашего времени" – моё любимое произведение в русской классике. Много раз перечитывала и всегда убеждалась, что время ничего не меняет.

Однажды, когда мы отдыхали в Керчи, мне в течение всего месяца не давала покоя мысль, что вон там – за морем (за Керченским проливом) стоит лермонтовская Тамань. До нее рукой подать, если найти подходящую переправу. И в конце концов мы нашли частный катерок за небольшую цену. И поплыли.

День выдался облачный, море было не совсем спокойным, по воде бежали белые барашки. Погода навевала соответствующее настроение: на душе было как-то тревожно. Как и в романе – в той части, где речь идёт об этой местности. Тревожились за дочь. Лизе было всего 4,5 года, мы стали думать, как нам успеть обернуться до сумерек.

Тамань встретила нас равнодушно. Берег был почти пустынным, ничем не привлекательным, грязным и некрасивым. Дома местных жителей тоже показались неказистыми, с облупившейся краской. По берегу бегали две собаки, с которыми мы поделились своими бутербродами, и в знак благодарности они сопровождали нас потом всю дорогу. Усталая женщина с бидоном без энтузиазма указала рукой в сторону музея Лермонтова.

Увиденное полностью соответствовало описанию в романе: "Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России... Я приехал на перекладной тележке поздно ночью... после долгого странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря...
читать полностью >>

------------------------------

НАШИ АНОНСЫ

-2

ПОДРОБНЕЙ О МЕРОПРИЯТИИ >>

-3

ПОДРОБНЕЙ О МЕРОПРИЯТИИ >>

-4

ПОДРОБНЕЙ О ПРОЕКТЕ >>