Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Общие основания. Джефф Уолл: раздвоение в баре

Оглавление

Канадский художник Джефф Уолл (Jeff Wall) — пожалуй, тот из немногих, кто оказал заметное влияние на современную фотографию и искусство в целом. Поэтому, ему мы посвятим несколько материалов.

Уолл долгое время изучал историю искусств, затем преподавал в колледже. Поэтому в его работах часто присутствуют отсылки к изобразительному искусству разных эпох и культур. Его метод создания изображений может напоминать подход живописца: даже самые простые сцены Уолл тщательно выстраивает с помощью статистов и моделей.

Фрагмент выставки Джеффа Уолла в центре современного искусства Сантьяго-де-Компостела, Испания
Фото: Per Rueda
Фрагмент выставки Джеффа Уолла в центре современного искусства Сантьяго-де-Компостела, Испания Фото: Per Rueda

Раздвоение

Если попытаться кратко описать то, что делает Уолл как художник, то получится следующее: он делает фотографии, которые выставляет в виде масштабных лайтбоксов (подсвеченная с обратной стороны прозрачная плёнка, как на рекламных щитах). Такая форма помогает создать «эффект присутствия» изображения за счет масштаба, соразмерного зрительскому телу, и внутреннего свечения.

Сегодня мы рассмотрим одну из первых работ-штудий под названием «Picture for Women» (название можно перевести как «Картина для женщины») 1979 года.

Jeff Wall, Picture for Women, 1979. © Jeff Wall
Jeff Wall, Picture for Women, 1979. © Jeff Wall

Присмотритесь внимательно к деталям. Казалось бы, простой сюжет: вот модель, вот фотограф, если бы не одно но — камера смотрит прямо на зрителя.

Фотография всегда запечатлевает то, что произошло перед камерой. Если камеру видно на фотографии, значит перед объективом поставлено зеркало. Теперь осталось понять, где же здесь зеркало? А точнее: откуда зритель смотрит на изображение, снаружи или изнутри?

И здесь возможны несколько вариантов:

— Фотограф снимает отражение себя и модели в отражении зеркала. Значит наш взгляд находится на уровне зеркала. Значит, мы смотрим на изображение, как и на любую другую фотографию, то есть снаружи.

— Фотограф (вместе с камерой) и модель смотрят прямо друг на друга, за моделью стоит зеркало. Камера, фотограф и общий фон позади — отражение в зеркале. Наш взгляд совпадает с объективом камеры. Одним словом, мы — это камера, наш взгляд находится внутри изображения.

Таким образом, глядя на фотографию Уолла, мы можем пережить невозможную ситуацию — смотреть на фотографию и снаружи, и изнутри.

Живопись

«Причём здесь бар?», — спросите вы.

Джефф Уолл не скрывает, что работа «Picture for Women» была попыткой понять логику картины Мане «Бар в „Фоли-Бержер“». Сама картина заслуживает отдельного разговора, но сейчас мы отметим главное: за спиной девушки изображено зеркало, а отражение её фигуры мы видим не позади, но в правой части картины. Если допускать, что это отражение именно той девушки, то можно представить, что взгляд зрителя совпадает со взглядом мужчины, которого мы видим в верхнем правом углу.

Эдуард Мане, Бар в «Фоли-Бержер», 1882
Эдуард Мане, Бар в «Фоли-Бержер», 1882

Однако такого отражения невозможно достичь в реальной жизни, ведь глядя на девушку прямо, мы не увидели бы себя в зеркале. Поэтому картина Мане — это та же невозможная ситуация, где живописец пошёл на эффектное ухищрение. Фотография в руках Уолла — инструмент, который позволяет этого ухищрения избежать и дать зрителю возможность выбрать место, где он хочет находится, внутри или снаружи плоскости изображения.

Для того, чтобы хотя бы отдалённо приблизиться к ситуации, описанной в тексте, вы можете посмотреть видео, на котором видно, как зрители расположены перед светящимся боксом.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.