В Балтийском море, у берегов Германии, есть островок Узедом. Во время Второй мировой войны на западной его оконечности располагалась секретная база Пенемюнде. Её называли «заповедником Геринга»: тут испытывались новейшие немецкие самолеты. Здесь же находился ракетный центр, возглавляемый фон Брауном. С десяти стартовых площадок ночами, оставляя огненные хвосты, уходили в небо Фау-2, которыми немцы обстреливали Лондон.
8 февраля 1945 года на этой базе произошло чрезвычайное происшествие, которое заставило Геринга топать ногами и кричать: «Виновных повесить!». Что же заставило гневаться одного из главных фашистских бонз?
8 февраля из Пенемюнде бежала группа советских военнопленных. И бежала не как обычно, а по воздуху. Да еще на немецком бомбардировщике «Хейнкель-111» новейшей модификации. Для перехвата беглецов в воздух была поднята группа истребителей. Герингу было доложено, что самолеты-перехватчики догнали угнанный «Хейнкель» и сбили его над Балтийским морем. В действительности истребители вернулись ни с чем.
Инициатором этого бесподобного побега был советский летчик-истребитель Михаил Петрович Девятаев.
Летчик Девятаев войну встретил 22 июня 1941 года под Минском. Через два года на его счету уже имелось девять сбитых самолетов противника. День 13 июля 1944 года стал в его жизни переломным: в бою над линией фронта Девятаев был сбит. Прыгая из горящего самолета на парашюте, он ударился о стабилизатор, отчего потерял сознание и даже не почувствовал своего приземления. Очнулся в землянке среди немцев. Это был плен.
К концу 1944 года фашисты стали испытывать особенно острую нужду в рабочей силе. Узников концлагеря Заксенхаузен, куда был помещен Девятаев, осмотрели врачи и, как видно, нашли, что часть до предела истощенных людей еще пригодна к работе. 15 ноября полтысячи пленных загнали в вагоны. Когда вагоны вскрыли, большинство людей были мертвыми. Узники сразу поняли, что находятся близко от моря: в небе кружили чайки, а сырой ветер пронизывал до костей. С умерших снимали полосатые робы и пришивали их к своей одежде как подкладку. И ясно было, лагерь находится возле важной военной базы.
Три с половиной тысячи пленных каждое утро на плацу, ежась от ветра, получали наряд на работу. Самой тяжелой была работа на соседнем аэродроме: там нужно было засыпать воронки на летном поле, таскать землю и замесы из цемента. Но именно в эту команду все время стремился попасть Девятаев. Рев самолетов, их вид и близость зародили мысль о побеге по воздуху. Еще в Заксенхаузене Девятаев сумел поменять свои документы на документы умершего в плену учителя из Дарницы Никитенко. Администрация лагеря, не подозревая об этом, охотно направляла «учителя» в аэродромную команду.
Работая на аэродроме, Девятаев примечал все детали его сложной жизни: когда заправляются самолеты, когда команды уходят обедать, какая машина наиболее удобна для захвата. Остановил внимание на «Хейнкеле-111», который летал чаще других.
Экипаж намеченного для побега самолета состоял из шести человек. Беглецам предстояло поднять его в воздух силами одного изможденного узника. Случай помог проследить операцию запуска моторов. Однажды заключенные расчищали снег у капонира, где стоял другой «Хейнкель». С вала Девятаеву были видны движения немецкого летчика. Заметив любопытство пленного, пилот с усмешкой на лице стал показывать последовательность своих действий. Девятаев еле сдерживал ликование: ему стали ясны все фазы запуска двигателей.
Со своими товарищами Девятаев тщательно обсудил, кто и как будет действовать при захвате самолета. Все понимали, что шанс на успех был один из ста, если не из тысячи. Охрана может поднять тревогу, машина окажется без горючего, не удастся запустить моторы, могут перегородить взлетную полосу, могут вслед послать истребители. Могло случиться и многое другое.
Но «госпожа удача» оказалась благосклонной к беглецам. Для побега был выбран день 8 февраля: он был облачным, что облегчало уход от истребителей. В 12 часов техники ушли в столовую. В 12.15, оглушив часового, десять беглецов забрались в самолет. Через несколько минут завращались винты. Прогрев двигатели, Девятаев вырулил на старт. Во время рулежки приноровился управлять двумя двигателями, дал газ, и самолет понесся по наклонной к морю. Однако бежал, не поднимая хвоста. Кончалась взлетная полоса, а самолет не отрывался от земли. Девятаев сообразил, что триммеры - приспособления для облегчения управления рулями - были поставлены на посадку. Но где найти в считанные секунды рычаг управления этими регуляторами?
Убрав газ, Девятаев разворачивается на 180 градусов. И вновь выруливает на старт, разметая в стороны выбежавших из столовой летчиков и техников. Снова дает газ и просит рядом сидящих товарищей помочь ему отжать штурвал. Втроем это удается сделать, и почти у самой воды «Хейнкель» отрывается от бетона. Управление триммером отыскалось, когда самолет нырнул в облака. И сразу машина стала послушной и легкой.
Вначале Девятаев вел самолет на север, в сторону моря. Понимал, что над сушей его перехватят истребители. Потом повернул на юго-восток и пошел над сушей. Когда увидел, как разбегаются внизу идущие и едущие люди при виде его «Хейнкеля», понял, что уже пересек линию фронта. Наши зенитки открыли по самолету огонь. Два снаряда попали в цель. Осколками ранило несколько человек и задымил правый мотор. Нужно было немедленно садиться. Но сделать это было непросто: самолет летел с неубранными шасси. Чтобы снести их, Девятаев пошел на посадку с сильным скольжением в сторону. И все обошлось.
Пропахав на поле глубокую полосу, «Хейнкель» замер на месте. Рядом был лес. Оттуда слышались голоса: «Фрицы! Хенде хох! Сдавайтесь, а то пальнем из пушки!». Люди с автоматами, в полушубках, подбежали к самолету, были ошеломлены. В нем сидели десять обтянутых кожей скелетов, в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью. Они плакали, повторяя одно слово: «Братцы, братцы...».
В расположение артиллерийского дивизиона их понесли на руках, как детей: каждый из них весил менее сорока килограммов...
Родина, а точнее правители, не сразу по достоинству оценили беспримерный подвиг летчика Михаила Петровича Девятаева. Только в 1957 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Это была запоздалая, но заслуженная награда.
Новости Зеленограда, важные события Московского региона читайте на Zelenograd-news.ru
Новости в Telegram канале. Подписывайтесь и будьте в курсе событий