Интересный обзор происходящего в современном образовании от Александра Задорожного. И даже больше — о конфликте отцов и детей, который проявляется все ярче:
Разнообразные исследования и просто живые свидетельства рисуют такой коллективный портрет сегодняшних школьников и студентов, так называемого «поколения Z»: ценят свободу и мобильность, активны и предприимчивы, но в смысле самореализации, а не «заколачивания» денег, под успехом понимают не карьеру, власть и богатство, а удовольствия и ощущение счастья; лишены зависти и радостны, индивидуалисты, самостоятельны, при этом общительны и легко идут на совместные действия, смело берутся за, казалось бы, невыполнимые задачи, ответственны и честны, начисто отвергают коррупцию и ратуют за справедливость, не доверяют чужому мнению, не смотрят телевизор, любят свои семьи и родителей, имеют устойчивые и добрые отношения с ними. То есть на сегодняшних взрослых, включая правителей и учителей, совсем не похожи.
И для взрослых это невыносимо. У них свои правила жизни: осажденная крепость, иерархия, дисциплина, патернализм и приспособленчество, лицемерие и этическая беспринципность, карьеризм и корыстолюбие, мнительность и мстительность — типичные характеристики выживающих в авторитаризме. Зараженные авторитаризмом, слепленные им и спасающиеся в нем, взрослые — волюнтаристы-политики, полицейские, педагоги, родители — не могут допустить юной инаковости, самобытности, раскрепощенности, улыбчивости. Пригрозить, запретить, репрессировать, отнять — так действует власть на всех ее этажах, от Кремля до самой средней школы. Высмеять неуспевающего, влепить незаслуженную двойку, вымогать деньги за подготовку к ЕГЭ, накатать кляузу в Следственный комитет и ФСБ об участии ученика в оппозиционном митинге, затравить из-за проникновенного выступления в Бундестаге или из-за озорного, безобидного тверка, фальсифицировать результаты голосования на школьном избирательном участке взамен на ломтик бюджетного пирога… Это еще не самое впечатляющее. Заставить детсадовского малыша мыть туалет на глазах у группы — вот это, пожалуй, «посильнее „Фауста“ Гете».